Сельскохозяйственные бизнесмены юга Тюменской области: анализ жизненных историй

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2021. Том 7. № 4 (28)

Название: 
Сельскохозяйственные бизнесмены юга Тюменской области: анализ жизненных историй


Для цитирования: Худякова М. В. Сельскохозяйственные бизнесмены юга Тюменской области: анализ жизненных историй / М. В. Худякова, Д. И. Шашкин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 4 (28). С. 46-68. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-46-68

Об авторах:

Худякова Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Финансово-экономический институт, Тюменский государственный университет; m.v.khudyakova@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-5280-2935

Шашкин Дмитрий Игоревич, магистрант кафедры общей и экономической социологии, лаборант-исследователь Научно-исследовательского центра Финансово-экономического института, Тюменский государственный университет; d.i.shashkin@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-6681-008X

Аннотация:

Сельскохозяйственное предпринимательство является существенным фактором развития отечественной экономики и современных рыночных отношений на селе. В статье представлены реалии российского сельского предпринимательства на примере развития бизнеса, фермерских и крестьянских хозяйств российской «глубинки». Цель данной статьи — выявить образ сельского бизнесмена, характерный для юга Тюменской области. Эмпирические данные получены в ходе реализации научно-исследовательского проекта, направленного на изучение развития сельских территорий региона. Анализ проблемных вопросов основывается на изучении 59 глубинных интервью, в том числе 21 непосредственно с сельскохозяйственными бизнесменами. Для анализа экспертных интервью использован нарративный подход. В теоретическом аспекте авторы опираются на классическую и современную научную литературу по социологии села и социологии предпринимательства, на теоретические и методологические подходы, доминирующие в каждом из выделенных направлений социологии. На основе данных экспертного интервью выявлены основные характеристики сельского бизнесмена, его актуальные качества и навыки, необходимые для работы; изучены внутренние и внешние факторы предпринимательской среды, от которых зависит успешность бизнеса в сельскохозяйственной сфере. Контекстуально обозначены проблемы сельского хозяйства и сельских территорий, рассматриваемые как барьеры для развития предпринимательства. Научная новизна заключается в получении уникальных эмпирических данных в ходе проведения интервью с экспертами для дальнейших исследований в данной сфере; прикладное значение имеет демонстрация возможностей для анализа и интерпретации данных с помощью инструментов программы для изучения качественных и смешанных данных MAXQDA Plus 2020.

Список литературы:

  1. Барсукова С. Ю. Дилемма «Фермеры-агрохолдинги» в контексте импортозамещения / С. Ю. Барсукова // Общественные науки и современность. 2016. № 5. С. 63-74.

  2. Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире: хрестоматия / сост. Т. Шанин; под ред. А. В. Гордона. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 432 с.

  3. Виноградский В. Г. Экология сельского мира как предмет социологического исследования / В. Г. Виноградский, О. Я. Виноградская, Е. С. Никулина // Крестьяноведение. 2020. Том 5. № 1. С. 125-142. DOI: 10.22394/2500-1809-2020-5-1-125-142

  4. Давыденко В. А. Современные мировые контексты социологии села в реалиях российской сельской жизни / В. А. Давыденко, Е. В. Андрианова, М. В. Худякова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 79-129.

  5. Зубаревич Н. В. Трансформация сельского расселения и сети услуг в сельской местности / Н. В. Зубаревич // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2013. № 3. С. 26-38. DOI: 10.15356/0373-2444-2013-3-26-38

  6. Кобяк О. В. Феномен предпринимательства как объект социологических исследований / О. В. Кобяк, И. А. Андрос // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2018. № 1. С. 64-72. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/195041/1/64-72.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

  7. Некрасов С. И. Научно-прикладные проблемы психологии малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве / С. И. Некрасов, Д. И. Останин, Ю. А. Некрасова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 2. С. 106-119.

  8. Нефёдова Т. Г. Агропромышленная концентрация в российских регионах / Т. Г. Нефёдова // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2014. Том 44. № 4. С. 64-82.

  9. Нефёдова Т. Г. Урбанизация, дезурбанизация и сельско-городские сообщества в условиях роста горизонтальной мобильности / Т. Г. Нефёдова, Н. Е. Покровский, А. И. Трейвиш // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 60-69.

  10. Тощенко Ж. Т. Жизненный мир и его смыслы / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 6-17.

  11. Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу [официальный сайт]. Официальные отчеты ФСГС по Тюменской области. URL: https://tumstat.gks.ru (дата обращения: 15.11.2021).

  12. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды / А. В. Чаянов. М.: Экономика, 1989. 492 с.

  13. Шкаратан М. О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий / М. О. Шкаратан // Мир России. Социология. Этнология. 1994. Том 3. № 2. С. 149-177.

  14. Rädiker S. Focused Analysis of Qualitative Interviews with MAXQDA / S. Rädiker, U. Kuckartz. Berlin: MAXQDA Press, 2020. 125 pp. DOI: 10.36192/978-3-948768072