Организационная справедливость как фактор формирования вертикального доверия в организации (опыт исследования на предприятии нефтегазовой отрасли)

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2021. Том 7. № 4 (28)

Название: 
Организационная справедливость как фактор формирования вертикального доверия в организации (опыт исследования на предприятии нефтегазовой отрасли)


Для цитирования: Германов И. А. Организационная справедливость как фактор формирования вертикального доверия в организации (опыт исследования на предприятии нефтегазовой отрасли) / И. А. Германов, Ю. С. Маркова, С. С. Гордеева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 4 (28). С. 8-28. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-8-28

Об авторах:

Германов Игорь Анатольевич, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; germanov1973@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-2338-6693

Маркова Юлия Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; julyamarkova@gmail.com; ORCID: 0000-0002-6271-9403

Гордеева Светлана Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; SSGordeyeva@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5309-8318

Аннотация:

Феномен доверия в настоящий момент находится в центре социологического дискурса. Интерес к тематике организационного доверия обусловлен возрастающим числом исследований, доказывающих его позитивную роль в деятельности организаций и работников, в повышении экономической эффективности предприятий, стимулировании процессов их технико-технологической модернизации. В связи с этим возникает потребность поиска факторов, способствующих укреплению доверия. Одним из направлений исследования является изучение взаимодействия доверия и организационной справедливости. Однако существующие публикации не дают однозначного ответа относительно направленности влияния указанных феноменов: часть авторов утверждает, что доверие формируется под воздействием организационной справедливости, другие полагают, что влияние носит обратный характер. Дополнительным аргументом в пользу актуальности данной темы является то, что существующие исследования слабо отражают специфику российских предприятий, поскольку в отечественной научной литературе тема организационного доверия по-прежнему остается малоизученной.

Данная статья ставит целью эмпирическую проверку гипотез о связях доверия и организационной справедливости на материалах исследования, проведенного на одном из крупных российских предприятий. В качестве задач исследования выступили: характеристика доверия и организационной справедливости в различных группах персонала, оценка воздействия различных видов организационной справедливости на вертикальное организационное доверие.

Эмпирической базой исследования являются материалы формализованного опроса рабочих основного производства и инженерно-технических работников, проведенного в 2021 г. на одном из крупных промышленных предприятий Пермского края, относящихся к нефтегазовой отрасли (n = 792 чел.). Использовался метод сплошного обследования присутствующих на рабочих местах в подразделениях.

Новизна исследования заключается в том, что впервые на материалах опроса российских работников эмпирически проанализирована взаимосвязь доверия и организационной справедливости на разных этапах карьеры в организации, показан вклад различных видов организационной справедливости в формирование доверительного отношения работников к руководству.

В соответствии с результатами исследования установлено, что организационная справедливость оказывает влияние на вертикальное доверие в организации: чем более справедливыми воспринимаются работниками организационные условия, тем выше уровень доверия к руководству. Показано, что наибольшее влияние на формирование в организации вертикального доверия оказывают межличностная и процедурная справедливость, однако их роль меняется в зависимости от стажа работы. Сделан вывод, что с целью повышения уровня вертикального доверия внутренняя социальная политика организации должна включать технологии как организационного анализа, так и развития справедливости внутриорганизационных отношений, что, в свою очередь, будет способствовать повышению продуктивности и эффективности деятельности организации.

Список литературы:

  1. Баранская С. С. Опросник «Организационная справедливость» (русскоязычная адаптация) / С. С. Баранская // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Вып. 3. С. 145-153.

  2. Бессокирная Г. П. Идентификация с предприятием: индексы для типологического анализа работников / Г. П. Бессокирная, Г. Г. Татарова // Официальный сайт ИC РАН. 2014. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=3125

  3. Каратаева Е. И. Факторы взаимного доверия сотрудников коммерческих организаций / Е. И. Каратаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 2007. № 4. С. 370-374.

  4. Козырева П. М. К вопросу о доверии в трудовых коллективах / П. М. Козырева // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 24-33.

  5. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE): оф. сайты. URL: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms; http://www.hse.ru/rlms

  6. Тарасова А. Н. Инновационная активность и внутриорганизационное доверие: проблема взаимосвязи / А. Н. Тарасова, Е. В. Андрианова // Власть. 2016. Том 24. № 11. С. 130-137.

  7. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М.: АСТ, 2004. 730 с.

  8. Aryee S. Trust as a mediator of the relationship between organizational justice and work outcomes: test of a social exchange model / S. Aryee, P. S. Budhwar, Z. X. Chen // Journal of Organizational Behavior. 2002. Vol. 23. No. 3. Pp. 267-285.

  9. Blau P. Exchange and power in social life / P. Blau. New York, NY: Wiley, 1964. 352 pp.

  10. Chua B. S. Trust, trustworthiness and justice perception toward the head of department / B. S. Chua, C. C. Tan // Global Journal of Arts, Humanities and Social Sciences. 2013. Vol. 1. No. 1. Pp. 20-29.

  11. Coleman J. S. Foundations of Social Theory / J. S. Coleman. Cambridge: Harvard University Press, 1994. 993 рр.

  12. Cook J. New work attitude measures of trust, organizational commitment and personal need non-fulfilment / J. Cook, T. Wall // Journal of Occupational Psychology. 1980. Vol. 53. Pp. 39-52.

  13. Gambetta D. Can we trust trust? // Trust: Making and Breaking Cooperative Relations / D. Gambetta (ed.). New York: Basil Blackwell, 1988. Pp. 213-237.

  14. Hassan H. Authentic leadership, trust and work engagement / H. Hassan, F. Ahmed // International Journal of Social, Education, Economics and Management Engineering. 2011. Vol. 5. No. 8. Pp. 150-156.

  15. Holtz B. C. When your boss says no! The effects of leadership style and trust on employee reactions to managerial explanations / B. C. Holtz, C. M. Harold // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2008. Vol. 81. Pp. 777-802.

  16. Kramer R. Trust and distrust: emerging questions, enduring questions / R. Kramer // Annual Review of Psychology. 1999. Vol. 50. Pp. 569-598.

  17. Lewicki R. J. What is the role of trust in organizational justice? / R. J. Lewicki, C. Wiethoff, E. C. Tomlinson // Handbook of Organizational Justice / J. Greenberg, J. A. Colquitt (еds.). Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. Pp. 247-270.

  18. Lumineau F. Trust development across levels of analysis: аn embedded-agency perspective / F. Lumineau, O. Schilke // Journal of Trust Research. 2018. Vol. 8. No. 2. Pp. 238-248. DOI: 10.1080/21515581.2018.1531766

  19. Mayer R. C. An integrative model of organizational trust / R. C. Mayer, J. H. Davis, F. D. Schoorman // Academy of Management Review.1995. Vol. 20. Pp. 709-734.

  20. McKnight H. Initial trust formation in new organizational relationships / H. McKnight, L. Cummings, N. Chervany // The Academy of Management Review. 1998. Vol. 23. No. 3. Pp. 473-490.

  21. Pattnaik S. The journey of justice: recounting milestones over the past six decades / S. Pattnaik // Tripathy Management and Labour Studies. 2019. Vol. 44. No. 1. Pp. 58-85. DOI: 10.1177/0258042X18808896

  22. Rousseau D. M. What’s a good reason to change? Motivated reasoning and social accounts in promoting organizational change / D. M. Rousseau, S. A. Tijoriwala // Journal of Applied Psychology. 1999. Vol. 84. Pp. 514-528.

  23. Sztompka P. Trust: a sociological theory / P. Sztompka // Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 214 pp.

  24. Thau S. The relationship between trust, attachment and antisocial work behaviors / S. Thau, C. Crossley, R. Bennett, S. Sczesny // Human Relations. 2007. Vol. 60. Pp. 1155-1179.

  25. Todorov A. Evaluating faces on trustworthiness after minimal time exposure / A. Todorov, M. Pakrashi, N. N. Oosterhof // Social Cognition. 2009. Vol. 27. Pp. 813-833.

  26. Tyler T. R. The psychology of procedural justice: a test of the group-value model / T. R. Tyler // Journal of Personality & Social Psychology. 1989. Vol. 57. Pp. 830-838. DOI: 10.1037/0022-3514.57.5.830

  27. Woolcock M. Social capital: implications for development theory, research, and policy / M. Woolcock, D. Narayan // The World Bank Research Observer. 2000. Vol. 15. No. 2. Pp. 225-249.

  28. Yasir M. Leadership styles in relation to employees’ trust and organizational change capacity: evidence from non-profit organizations / M. Yasir, R. Imran, M. K. Irshad, N. A. Mohamad, M. M. Khan // SAGE Open. 2016. Vol. 6. No. 4. Pp. 1-12. DOI: 10.1177/2158244016675396