Понятие некогнитивных компонентов человеческого капитала в современной экономико-социологической литературе

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2021. Том 7. № 2 (26)

Название: 
Понятие некогнитивных компонентов человеческого капитала в современной экономико-социологической литературе


Для цитирования: Хузяхметов Р. Р. Понятие некогнитивных компонентов человеческого капитала в современной экономико-социологической литературе / Р. Р. Хузяхметов, В. А. Давыденко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 2 (26). С. 39-64. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-2-39-64

Об авторах:

Хузяхметов Роман Ренатович, младший научный сотрудник, научно-исследовательский центр Финансово-экономического института, Тюменский государственный университет; r_o_m_a_n_14@mail.ru; ORCID: 0000-0003-0850-4716

Давыденко Владимир Александрович, доктор социологических наук, профессор, начальник научно-исследовательского центра, Тюменский государственный университет; v.a.davydenko@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-8389-4254

Аннотация:

Признавая значимость особенностей личности с середины прошлого века, экономико-социологическая наука вынуждена была оставлять их «за скобками», ввиду отсутствия действенных способов измерения. В современной же экономике роль «мягких форм» капитала становится настолько очевидной, что исследования в этой области актуализируются. Технологическое развитие трансформирует рынок труда, количество рабочих мест, связанных с монотонной и нетворческой деятельностью, снижается. Возрастает потребность в работниках с развитыми когнитивными и некогнитивными характеристиками: способных сочетать экспертные знания в профессиональной области и умение результативно общаться с коллегами и клиентами.

Цель статьи — проанализировать сложившиеся в мировой науке теории, посвященные индивидуальным некогнитивным характеристикам, чтобы определить возможности расширения принятой в российской науке трактовки человеческого капитала. Методологической подход данного исследования включает систематический обзор научной литературы. Отдельное внимание уделяется поиску эмпирических индикаторов.

Обзор показывает, что в экономико-социологической литературе понятие «некогнитивный» связано с непредметной и неспецифической деятельностью человека, то есть с его универсальной и переносимой компетентностью. Некогнитивные характеристики связаны с навыками, умениями, личностными особенностями, установками, предпочтениями, которые влияют на индивидуальную эффективность и межличностное взаимодействие. При этом граница между различными составляющими некогнитивных компонентов человеческого капитала в российской литературе прочерчена неточно. Авторы вносят вклад в решение этой проблемы.

Список литературы:

  1. Аникин В. А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки / В. А. Аникин // Экономическая социология. 2017. Том 18. № 4. С. 120-156. DOI: 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156

  2. Васильев К. Б. Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике / К. Б. Васильев, С. Ю. Рощин. 2012. URL: https://lirt.hse.ru/data/2012/10/11/1246974900/20121009-Vasiliev.pdf

  3. Гимпельсон В. Е. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные / В. Е. Гимпельсон, А. А. Зудина, Р. И. Капелюшников. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 46 с.

  4. Давыденко В. А. Междисциплинарный контекст изучения человеческого капитала. Программа исследований / В. А. Давыденко, Е. В. Андрианова, Г. Ф. Ромашкина, Р. Р. Хузяхметов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 4 (20). С. 30-51. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-4-30-51

  5. Кузьминов Я. И. Двенадцать решений для нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ. 2018. 106 с.

  6. Кузьминов Я. И. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие? / Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 149 с.

  7. Рожкова К. В. Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда / К. В. Рожкова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 46 с.

  8. Ромашкина Г. Ф. Изучение человеческого капитала: опыт эмпирической проверки комплексного инструментария / Г. Ф. Ромашкина, В. А. Давыденко, Е. В. Андрианова, М. В. Худякова, И. Ф. Печеркина // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 3 (13). С. 8-32. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-3-8-32

  9. Рощин С. Ю. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников / С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 30 с.

  10. Тенденции в сфере управления персоналом в России. Deloitte. Trends in HR management in Russia — 2019. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/human-capital/articles/human-capital-trends-2019.html

  11. Acosta P. Adults’ Cognitive and Socioemotional Skills and Their Labor Market Outcomes in Colombia / P. Acosta, N. Muller, M. Sarzosa // Revista de Economía del Rosario. 2020. Vol. 23. No. 1. Pp. 109-148. DOI: 10.12804/revistas.urosario.edu.co/economia/a.8628

  12. Adler P. S. Social capital: Prospects for a new concept / P. S. Adler, S.-W. Kwon // Academy of Management Review. 2002. Vol. 27. No. 1. Pp. 17-40. DOI: 10.5465/AMR.2002.5922314

  13. Ahammer A. Does confidence enhance performance? Causal evidence from the field / A. Ahammer, M. Lackner, J. Voigt // Managerial and Decision Economics. 2019. Vol. 40. No. 6. Pp. 704-717. DOI: 10.1002/mde.3038

  14. Ajwad M. I. The Skills Road: Skills for Employability in the Kyrgyz Republic / M. I. Ajwad, J. de Laat, S. Hut, J. Larrison, I. Abdulloev, R. Audy, Z. Nikoloski, F. Torracchi. Washington, DC: World Bank. 2014. 84 pp. DOI: 10.13140/RG.2.1.1932.1443

  15. Aldrich D. P. Social Capital and Community Resilience / D. P. Aldrich, M. A. Meyer // American Behavioral Scientist. 2014. Vol. 59. No. 2. Pp. 254-269. DOI: 10.1177/0002764214550299

  16. Anikin V. A. Human Capital in Post-Crisis Russia: Status and Impact / V. A. Anikin // Journal of Institutional Studies. 2018. Vol. 10. No. 2. Pp. 90-117. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.090-117

  17. Autor D. Upstairs, Downstairs: Computers and Skills on Two Floors of a Large Bank / D. Autor, F. Levy, R. Murnane // Industrial and Labor Relations Review. 2002. Vol. 55. No. 3. Pp. 432-447. DOI: 10.2139/ssrn.284095

  18. Autor D. Why Are There Still So Many Jobs? The History and Future of Workplace Automation / D. Autor // Journal of Economic Perspectives. 2015. Vol. 29. No. 3. Pp. 3-30. DOI: 10.1257/jep.29.3.3

  19. Ayhan S. The impact of non-cognitive skills and risk preferences on rural-to-urban migration: evidence from Ukraine / S. Ayhan, K. Gatskova, H. Lehmann // SSRN Electronic Journal. 2017. DOI: 10.2139/ssrn.3035221

  20. Beblavý M. The surprisingly exclusive nature of medium- and low-skilled jobs / M. Beblavý, L. Mýtna Kureková, C. Haita // Personnel Review. 2016. Vol. 45. No. 2. Pp. 255-273. DOI: 10.1108/PR-12-2014-0276

  21. Bessen J. E. How Computer Automation Affects Occupations: Technology, Jobs and Skills / J. E. Bessen // Boston Univ. School of Law, Law and Economics Research Paper. 2016. No. 15 (49). 46 pp. DOI: 10.2139/ssrn.2690435

  22. Bloom N. Human Resource Management and Productivity / N. Bloom, J. Van Reenen // Handbook of Labor Economics, vol. 4B / D. Card, O. Ashenfelter (eds.). Amsterdam, The Netherlands: Elsevier. 2011. Pp. 1697-1767.

  23. Borghans L. The Economics and Psychology of Personality Traits / L. Borghans, A. L. Duckworth, J. J. Heckman, B. Ter Weel // Journal of Human Resources. 2008. Vol. 43. No. 4. Pp. 972-1059. DOI: 10.1353/jhr.2008.0017

  24. Borghans L. The Leaning Tower of Pisa Decomposing achievement test scores into cognitive and noncognitive components / L. Borghans. 2012. 21 pp.

  25. Camerer G. Neuroeconomics: How Neuroscience Can Inform Economics / G. Camerer, D. Loewenstein // Journal of Economic Literature. 2005. Vol. 43. No. 1. Pp. 9-64. DOI: 10.1257/0022051053737843

  26. Caroleo F. E. Overeducation at a glance. Determinants and wage effects of the educational mismatch based on AlmaLaurea data / F. E. Caroleo, F. Pastore // GLO Discussion Paper Series 15. Geneva: Global Labor Organization (GLO). 2017. 35 pp.

  27. Carroll J. B. Human cognitive abilities / J. B. Carroll. Cambridge, England: Cambridge University Press. 1993. 78 pp. DOI: 10.1017/CBO9780511571312

  28. Cavus M. F. Psychological Capital: Definition, Components and Effects / M. F. Cavus, A. Gokcen // British Journal of Education, Society & Behavioural Science. 2015. Vol. 5. No. 3. Pp. 244-255. DOI: 10.9734/BJESBS/2015/12574

  29. Chen W. The role of confidence and noncognitive skills for post-baccalaureate academic and labor market outcomes / W. Chen, W. A. Grove, A. Hussey // Journal of Economic Behavior & Organization. 2017. No. 138. Pp. 10-29. DOI: 10.1016/j.jebo.2017.03.020

  30. Choi Y. Psychological capital, Big Five traits, and employee outcomes / Y. Choi, D. Lee // Journal of Managerial Psychology. 2014. Vol. 29. No. 2. Pp. 122-140. DOI: 10.1108/JMP-06-2012-0193

  31. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital / J. S. Coleman // American Journal of Sociology. 1988. No. 94. Pp. 95-120.

  32. Cook D. A. Motivation to learn: an overview of contemporary theories / D. A. Cook, A. R. Artino // Medical Education. 2016. Vol. 50. No. 10. Pp. 997-1014. DOI: 10.1111/medu.13074

  33. De Castella K. My intelligence may be more malleable than yours: the revised implicit theories of intelligence (self-theory) scale is a better predictor of achievement, motivation, and student disengagement / K. De Castella, D. Byrne // European Journal of Psychology of Education. 2015. Vol. 30. No. 3. Pp. 245-267. DOI: 10.1007/s10212-015-0244-y

  34. Deaton A. Two Happiness Puzzles / A. Deaton, A. A. Stone // American Economic Review. 2013. Vol. 103. No. 3. Pp. 591-597. DOI: 10.1257/aer.103.3.591

  35. Delaney L. The role of noncognitive traits in undergraduate study behaviours / L. Delaney, C. Harmon, M. Ryan // Economics of Education Review. 2013. No. 32. Pp. 181-195. DOI: 10.1016/j.econedurev.2012.07.009

  36. Deming D. J. The growing importance of social skills in the labor market / D. J. Deming // The Quarterly Journal of Economics. 2017. Vol. 132. No. 4. Pp. 1593-1640. DOI: 10.1093/qje/qjx022

  37. Deming D. J. The Value of Soft Skills in the Labor Market / D. J. Deming // NBER Reporter. 2017. No. 4. Pp. 7-11.

  38. Di Fabio A. The Contributions of Personality Traits and Emotional Intelligence to Intrapreneurial Self-Capital: Key Resources for Sustainability and Sustainable Development / A. Di Fabio, D. Saklofske // Sustainability. 2019. Vol. 11. No. 5. Art. 1240. DOI: 10.3390/su11051240

  39. Dweck C. S. Mindsets and human nature: Promoting change in the Middle East, the schoolyard, the racial divide, and willpower / C. S. Dweck // American Psychologist. 2012. Vol. 67. No. 8. Pp. 614-622. DOI: 10.1037/a0029783

  40. Edmondson A. C. Teaming: How Organizations Learn, Innovate, and Compete in the Knowledge Economy / A. C. Edmondson // Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons. 2012.

  41. Favara M. Psychosocial competencies and risky behaviours in Peru / M. Favara, A. Sanchez // IZA Journal of Labor & Development. 2017. Vol. 6. No. 1. Pp. 34-54. DOI: 10.1186/s40175-016-0069-3

  42. Gimpelson V. E. Does the Russian Economy Need Human Capital? Ten Doubts / V. E. Gimpelson // Russian Education & Society. 2016. No. 58 (11). Pp. 696-717. DOI: 10.1080/10609393.2016.1342193

  43. Goldberg L. R. The structure of phenotypic personality traits / L. R. Goldberg // American Psychologist. 1993. Vol. 48. No. 1. Pp. 26-34. DOI: 10.1037//0003-066x.48.1.26

  44. Gong X. Cognitive abilities, non-cognitive skills, and gambling behaviors / X. Gong, R. Zhu // Journal of Economic Behavior & Organization. 2019. No. 165. Pp. 51-69. DOI: 10.1016/j.jebo.2019.06.016

  45. Granovetter M. S. The strength of weak ties: A network theory revisited / M. S. Granovetter // Sociological Theory. 1983. Vol. 1. No. 1. Pp. 201-233.

  46. Guilbert L. Employability: Review and research prospects / L. Guilbert, J. L. Bernaud, B. Gouvernet, J. Rossier // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2016. Vol. 16. No. 1. Pp. 69-89. DOI: 10.1007/s10775-015-9288-4

  47. Hanushek E. A. The Role of Cognitive Skills in Economic Development / E. A. Hanushek, L. Woessmann // Journal of Economic Literature. 2008. Vol. 46. No. 3. Pp. 607-668. DOI: 10.1257/jel.46.3.607

  48. Hanushek E. A. The Role of Education Quality for Economic Growth / E. A. Hanushek, L. Woessmann // Working Paper WPS4122. Washington, D.C.: World Bank. 2007. 67 pp.

  49. Heckman J. J. Hard evidence on soft skills / J. J. Heckman, T. Kautz // Labour Economics. 2012. Vol. 19. No. 4. Pp. 451-464. DOI: DOI: 10.1016/j.labeco.2012.05.014

  50. Heckman J. J. Schools, skills, and synapses / J. J. Heckman // Economic Inquiry. 2008. Vol. 46. No. 3. Pp. 289-324. DOI: 10.3386/w14064

  51. Heckman J. Understanding the mechanisms through which an influential early childhood program boosted adult outcomes / J. Heckman, R. Pinto, P. Savelyev // American Economic Review. 2013. Vol. 103. No. 6. Pp. 2052-2086. DOI: 10.1257/aer.103.6.2052

  52. Humphries J. E. On the interpretation of non-cognitive skills — What is being measured and why it matters / J. E. Humphries, F. Kosse // Journal of Economic Behavior & Organization. 2017. No. 136. Pp. 174-185. DOI: 10.1016/j.jebo.2017.02.001

  53. John O. The Big Five trait taxonomy: History, measurement, and theoretical perspectives / O. John, S. Srivastava // Handbook of Personality: Theory and Research. New York: Guilford Press. 1999. 79 pp.

  54. Judge T. A. Do nice guys — and gals — really finish last? The joint effects of sex and agreeableness on income / T. A. Judge, B. A. Livingston, C. Hurst // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 102. No. 2. Pp. 390-407. DOI: 10.1037/a0026021

  55. Kautz T. Fostering and measuring skills: Improving cognitive and non-cognitive skills to promote lifetime success / T. Kautz, J. J. Heckman, R. Diris, B. Ter Weel, L. Borghans // NBER Working Paper w20749. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research. 2014. 91 pp. DOI: 10.3386/w20749

  56. Kell H. J. A Psychological Approach to Human Capital / H. J. Kell, S. B. Robbins, R. Su, M. Brenneman // ETS Research Report Series. Vol. 2018. No. 1. Pp. 1-23. DOI: 10.1002/ets2.12218

  57. Kreiner G. E. Evidence toward an expanded model of organizational identification / G. E. Kreiner, B. E. Ashforth // Journal of Organizational Behavior. 2004. No. 25. Pp. 1-27. DOI: 10.1002/job.234

  58. Krishnakumar J. Education, skills and a good job: A multidimensional econometric analysis / J. Krishnakumar, R. Nogales // World Development. 2020. No. 128. Art. 104842. DOI: 10.1016/j.worlddev.2019.104842

  59. Kuzminov Y. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice / Y. Kuzminov, P. Sorokin, I. Froumin // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No 2. Pp. 19-41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

  60. Levy F. Dancing with robots: Human skills for computerized work / F. Levy, R. J. Murnane // Washington, D.C.: Third Way NEXT. 2013. 45 pp. URL: https://www.thirdway.org/report/dancing-with-robots-human-skills-for-computerized-work

  61. Lubinski D. Life Paths and Accomplishments of Mathematically Precocious Males and Females Four Decades Later / D. Lubinski, C. P. Benbow, H. J. Kell // Psychological Science. 2014. Vol. 25. No. 12. Pp. 2217-2232. DOI: 10.1177/0956797614551371

  62. Luthans F. Psychological Capital: An Evidence-Based Positive Approach / F. Luthans, C. M. Youssef-Morgan // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. Vol. 4. No. 1. Pp. 339-366. DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-032516-113324

  63. Luthans F. Psychological capital: measurement and relationship with performance and satisfaction / F. Luthans, B. J. Avolio, J. B. Avey, S. M. Norman // Personnel Psychology. 2007. Vol. 60. No. 3. Pp. 541-572. DOI: 10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x

  64. Maksimova M. A. The return to non-cognitive skills on the Russian labor market / M. A. Maksimova // Applied Econometrics. 2019. No. 53. Pp. 55-72.

  65. Manyika J. Can long-term global growth be saved? / J. Manyika, J. Woetzel, R. Dobbs, J. Remes, E. Labaye, A. Jordan // New York: McKinsey Global Institute. 2015. 65 pp.

  66. McComas W. F. 21st-Century Skills / W. F. McComas // The Language of Science Education / W. F. McComas (ed.). Rotterdam: Sense Publishers, 2014. P. 1. DOI: 10.1007/978-94-6209-497-0_1

  67. McCrae R. The place of the FFM in personality psychology / R. McCrae // Psychological Inquiry. 2010. Vol. 21. No. 1. Pp. 57-64. DOI: 10.1080/10478401003648773

  68. McGuinness S. Skills mismatch: Concepts, measurement and policy approaches / S. McGuinness, K. Pouliakas, P. Redmond // Journal of Economic Surveys. 2018. Vol. 32. No. 4. Pp. 985-1015. DOI: 10.1111/joes.12254

  69. Mitana J. M. V. Assessing Educational Outcomes in the 21st Century in Uganda: A Focus on Soft Skill / J. M. V. Mitana, A. M. Muwagga, M. Giacomazzi, O. S. Kizito, M. Ariap // Journal of Emerging Trends in Educational Research and Policy Studies (JETERAPS). 2019. Vol. 10. No. 1. Pp. 62-70.

  70. Nyberg A. J. 50 Years of Human Capital Research: Assessing What We Know, Exploring Where We Go / A. J. Nyberg, P. M. Wright // Academy of Management Perspectives. 2015. Vol. 29. No. 3. Pp. 287-295. DOI: 10.5465/amp.2014.0113

  71. Parks C. D. The desire to expel unselfish members from the group / C. D. Parks, A. B. Stone // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 99. No. 2. Pp. 303-310. DOI: 10.1037/a0018403

  72. Ployhart R. E. Emergence of the human capital resource: A multilevel model / R. E. Ployhart, T. P. Moliterno // Academy of Management Review. 2011. No. 36. Pp. 127-150.

  73. Ployhart R. E. Human capital is dead; long live human capital resources! / R. E. Ployhart, A. J. Nyberg, G. Reilly, M. A. Maltarich // Journal of Management. 2014. Vol. 40. No. 2. Pp. 371-398. DOI: 10.1177/0149206313512152

  74. Population pyramid. Russian Federation. URL: https://www.populationpyramid.net/russian-federation/2070/

  75. Putnam R. Bowling alone: The collapse and revival of American community / R. Putnam. New York, NY: Simon & Schuster. 2000. 746 pp.

  76. Roy S. Hidden human capital: Self-efficacy, aspirations and achievements of adolescent and young women in India / S. Roy, M. Morton, S. Bhattacharya // World Development. 2018. No. 111. Pp. 161-180. DOI: 10.1016/j.worlddev.2018.07.002

  77. Ryff C. Midlife in the United States, 2011-2014 / C. Ryff, D. Almeida, J. Ayanian, N. Binkley, D. S. Carr, C. Coe, D. Williams // Ann Arbor, MI: Inter-university Consortium for Political and Social Research. 2017. 612 pp. DOI: 10.3886/ICPSR36532.v3

  78. Schäfer K. C. An investigation into the stability of the Big‑Five in Germany / K. C. Schäfer // Hanover Economic Papers (HEP) 600. 2017. 29 pp.

  79. Schultz T. W. The value of the ability to deal with disequilibria / T. W. Schultz // Journal of Economic Literature. 1975. Vol. 13. No. 3. Pp. 827-846.

  80. Stoll G. Vocational interests assessed at the end of high school predict life outcomes assessed 10 years later over and above IQ and Big Five personality traits / G. Stoll, S. Rieger, O. Lüdtke, B. Nagengast, U. Trautwein, B. W. Roberts // Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 113. No. 1. Pp. 167-184. DOI: 10.1037/pspp0000117

  81. Szreter S. Health by association? Social capital, social theory, and the political economy of public health / S. Szreter, M. Woolcock // International Journal of Epidemiology. 2004. No. 33. Pp. 650-667. DOI: 10.1093/ije/dyh013

  82. Tan E. Human Capital Theory: A Holistic Criticism / E. Tan // Review of Educational Research. 2014. Vol. 84. No. 3. Pp. 411-445. DOI: 10.3102/0034654314532696

  83. Thompson T. W. Failure of Working Memory Training to Enhance Cognition or Intelligence / T. W. Thompson, M. L. Waskom, K.-L. A. Garel, C. Cardenas-Iniguez, G. O. Reynolds, R. Winter, J. D. E. Gabrieli // PLoS ONE. 2013. Vol. 8. No. 5. Art. 63614. DOI: 10.1371/journal.pone.0063614

  84. Ubfal D. The Impact of Soft-Skills Training for Entrepreneurs in Jamaica / D. Ubfal, I. Arraiz, D. W. Beuermann, M. Frese, A. Maffioli, D. Verch // SSRN Electronic Journal. 2019. 35 pp.

  85. Van Dyk J. Satisfaction with retention factors as predictors of the job embeddedness of medical and information technology services staff / J. Van Dyk, M. Coetzee, N. Takawira // Southern African Business Review. 2013. Vol. 17. No. 1. Pp. 57-75.

  86. Van Laar E. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review / E. Van Laar, A. J. A. M. van Deursen, J. A. G. M. van Dijk, J. de Haan // Computers in Human Behavior. 2017. No. 72. Pp. 577-588. DOI: 10.1016/j.chb.2017.03.010

  87. Van Woerkom M. Strengthening personal growth: The effects of a strengths intervention on personal growth initiative / M. Van Woerkom, M. C. Meyers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2018. Vol. 92. No. 1. Pp. 98-121. DOI: 10.1111/joop.12240

  88. WEF. The Future of Jobs. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018

  89. Wright P. M. Exploring human capital: putting “human” back into strategic human resource management / P. M. Wright, G. C. McMahan // Human Resource Management Journal. 2011. Vol. 21. No. 2. Pp. 93-104. DOI: 10.1111/j.1748-8583.2010.00165.x

  90. Wright P. M. Strategic Human Capital / P. M. Wright, R. Coff, T. P. Moliterno // Journal of Management. 2013. Vol. 40. No. 2. Pp. 353-370. DOI: 10.1177/0149206313518437

  91. Xiang C. The Production of Cognitive and Non-cognitive Human Capital in the Global Economy / C. Xiang, S. Yeaple // NBER. 2018. 29 pp. DOI: 10.3386/w24524

  92. Zamarro G. Hive Mind: How Your Nation’s IQ Matters so Much More than Your Own, by Garrett Jones / G. Zamarro // Journal of School Choice. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 480-483. DOI: 10.1080/15582159.2017.1345242