Построение планов развития строительной компании на основе динамической оценки уровня ее конкурентоспособности

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 4 (24)

Название: 
Построение планов развития строительной компании на основе динамической оценки уровня ее конкурентоспособности


Для цитирования: Криворотов В. В. Построение планов развития строительной компании на основе динамической оценки уровня ее конкурентоспособности / В. В. Криворотов, А. В. Калина, С. Е. Ерыпалов, М. В. Аксенов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 4 (24). С. 295-319. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-4-295-319

Об авторах:

Криворотов Вадим Васильевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической безопасности производственных комплексов, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); v_krivorotov@mail.ru; ORCID: 0000-0002-7066-0325

Калина Алексей Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры экономической безопасности производственных комплексов, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); alexkalina74@mail.ru; ORCID: 0000-0003-0376-2505

Ерыпалов Сергей Евгеньевич, кандидат экономических наук, директор по капитальному строительству и инвестициям, Уральская горно-металлургическая компания (г. Верхняя Пышма); ese62@rambler.ru; ORCID: 0000-0003-4630-300X

Аксенов Максим Вячеславович, студент группы ЭУ-552907, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); m4ksyonov@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-7060-2766

Аннотация:

Повышение конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий, в том числе в строительной отрасли производства, является задачей первостепенной важности на современном этапе развития экономики страны. Целью настоящего исследования является разработка методического инструментария, позволяющего выстраивать стратегические планы развития строительной компании с использованием динамического метода оценки ее конкурентоспособности. Гипотеза исследования состоит в том, что целевые параметры развития строительной компании, предметно учитывающие влияние факторов конкурентоспособности, неминуемо повышают ее уровень.

В статье проведен аналитический обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятий, определены их достоинства и недостатки. Сделан обоснованный выбор в пользу динамического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия и предложены некоторые аспекты его модернизации, учитывающие специфику строительного производства; также были представлены основные показатели и алгоритмы, используемые в этом подходе. Проведена оценка конкурентоспособности крупнейшей в России строительной компании — Группы компаний ПИК в сравнении с успешной на мировом рынке шведской девелоперской компанией Skanska Group. Выявлены наиболее проблемные показатели деятельности отечественной компании, оказывающие негативное влияние на ее конкурентоспособность. Выполнено моделирование зависимости уровня конкурентоспособности компании от указанных показателей.

Установлено, что ключевым инструментом для устранения отмеченных недостатков может стать внедрение комплексного информационного моделирования на базе big data всего девелоперского цикла: информационного моделирования зданий и сооружений (BIM, Building Information Modeling), технологии дополненной и виртуальной реальности (AR/VR), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и пр. Показано, как меняются ключевые показатели деятельности компании после внедрения комплексного информационного моделирования всего девелоперского цикла и какой прогнозный уровень конкурентоспособности компании можно ожидать на конец 2020 г.

Список литературы:

  1. Воронов Д. С. Динамическая концепция управления конкурентоспособностью предприятия / Д. С. Воронов. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 316 с.

  2. Есипов В. Е. Оценка бизнеса / В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова, В. В. Терехова. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 464 с.

  3. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Колер, Д. Мурин; пер. с англ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 576 с.

  4. Криворотов В. В. Методический инструментарий оценки и прогнозирования конкурентоспособности предприятий топливно-энергетического комплекса / В. В. Криворотов, Д. С. Воронов, П. П. Корсунов // Фундаментальные исследования. 2016. № 7. Ч. 2. С. 319-323.

  5. Криворотов В. В. Методология формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия / В. В. Криворотов. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. 238 с.

  6. Криворотов В. В. Формирование подходов к оценке конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности: монография / В. В. Криворотов, Ю. Б. Клюев, А. В. Калина, Д. С. Воронов, С. Е. Ерыпалов, В. Д. Третьяков, Е. А. Тиханов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 298 с.

  7. Свирейко Н. Е. Оценка конкурентоспособности масложировых продуктов / Н. Е. Свирейко // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 3 (41). С. 88-92.

  8. Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / М. Скотт; пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2000. 432 с.

  9. Таран В. А. Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегия в области качества / В. А. Таран // Машиностроитель, 1998. № 2. С. 6-12.

  10. Фасхиев Х. А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 53-68.

  11. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 650 с.

  12. Яковец Ю. В. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике / Ю. В. Яковец, В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев, Н. В. Гапоненко и др. М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1997. 183 с.

  13. Dyer J. H. The relational view: cooperative strategy and sources of interorganizational competitive advantage / J. H. Dyer, H. Singh // Academy of Management Review. 1998. Vol. 23. No. 4. Рp. 660-679. DOI: 10.2307/259056

  14. Joshi D. On supply chain competitiveness of Indian automotive component manufacturing industry / D. Joshi, B. Nepal, A. P. S. Rathore, D. Sharma // International Journal of Production Economics. 2013. Vol. 143. No. 1. Рp. 151-161. DOI: 10.1016/j.ijpe.2012.12.023

  15. Lau A. K. W. The effects of innovation sources and capabilities on product competitiveness in Hong Kong and the Pearl River Delta / A. K. W. Lau, E. Baark, W. L. W. Lo, N. Sharif // Asian Journal of Technology Innovation. 2013. Vol. 21. No. 2. Рp. 220-236. DOI: 10.1504/IJTM.2012.047244

  16. Liu Y. Sustainable competitive advantage in turbulent business environments / Y. Liu // International Journal of Production Research. 2013. Vol. 51. No. 10. Рp. 2821-2841. DOI: 10.1080/00207543.2012.720392

  17. Mahnkcen T. G. Competitive Strategies for the 21st Century: Theory, History and Practice / T. G. Mahnkcen, P. Alto. Stanford: Stanford University Press, 2012. 344 рp.

  18. Nash J. F. Equilibrium Points in N-person Games / J. F. Nash // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 1950. Vol. 36. No. 1. Рр. 48-49. DOI: 10.1073/pnas.36.1.48

  19. Popov E. Formation of the company leadership in the competitive strategy / E. Popov, V. Krivorotov, N. Starodubets // Sustainable Leadership for Entrepreneurs and Academics, ESAL 2018 / W. Strielkowski (еd.). Prague: Springer International, 2019. Pр. 258-262.

  20. Von Neumann J. Theory of Games and Economic Behaviour / J. von Neumann, O. Morgenstern. Princeton: Princeton University Press, 1944. 625 рр.