Выпуск:
2020. Том 6. № 4 (24)Об авторе:
Гуторова Алла Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права, Юго-Западный государственный университет (г. Курск); allagutorova@mail.ru; ORCID: 0000-0003-0345-6903; SPIN-код: 2021-0929Аннотация:
В современной России партийная система имеет ряд особенностей, которые должны учитываться юридической наукой для целей исследования и поиска оптимального соотношения партийного и независимого (индивидуального) представительства в конституционном механизме мандата народного доверия. Именно особенности партийной системы России на современном этапе ее исторического развития, но не многопартийность как таковая, на наш взгляд, обусловливают основной вектор конституционно-правового регулирования данных общественных отношений и соответствующую оценку данного явления в российской юридической науке.
В основе методологии исследования лежит сравнительно-правовой метод, позволивший сравнить партийное и независимое представительство в системе народного представительства. Использование историко-правового метода обусловливается необходимостью выявления особенностей развития партийной системы современной России через призму исторических фактов. Метод прогнозирования позволил определить перспективы дальнейшего развития политической системы России.
Развитие конституционного строя России за последние десятилетия свидетельствует о весьма решительном отказе от однопартийной идеологической системы и переходе к зарождающейся, но неуклонно развивающейся многопартийности. По мере укрепления реальной многопартийности и политической конкуренции, индивидуально-независимая форма народного представительства будет уступать место партийному мандату народного доверия вплоть до ухода в прошлое института «независимых» депутатов-одномандатников, причем не только в Государственной Думе, но и в законодательных (представительных) органах субъектов РФ. А в местном самоуправлении предпочтительно «независимо-индивидуальное», т. е. внепартийное (в общефедеральном смысле) народное представительство. По конституционно-правовой природе муниципальное народное представительство является «независимо-индивидуальным» в отношении политических партий.
Ключевые слова:
Список литературы:
Авакьян С. А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности / С. А. Авакьян // Российское государствоведение. 2014. № 2. С. 11-17. (С. 11)
Акматова Ж. Ш. Основные теоретические подходы в определении роли и функций политических партий / Ж. Ш. Акматова // Вестник Ошского государственного университета. 2016. № 1. C. 266-269.
Астафичев П. А. Демократия как основа доктрины конституционализма и конституционного строя современного государства / П. А. Астафичев // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 19-23.
Астафичев П. А. Представительная демократия в России: 25 лет в условиях действия Конституции РФ 1993 г. / П. А. Астафичев // Вестник Поволжского института управления. 2018. Том 18. № 5. С. 6-15.
Ачкасов В. А. Депутаты парламента: «представители народа» или «проводники воли партий»? / В. А. Ачкасов // Властные структуры и группы доминирования. М., 2012. С. 243-252.
Дубинина Е. Н. Современное гражданское общество и государственный аппарат: принципы взаимодействия / Е. Н. Дубинина // Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества: монография. М.: Граница, 2016. 246 c.
Ерыгина В. И. Некоторые аспекты публично-правовой ответственности политических партий как участников избирательного процесса / В. И. Ерыгина // Государство и право. 2009. № 11. С. 37-44.
Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 12. Ст. 1855.
Измайлова Е. А. Партия, депутат, фракция: проблемы парламентских взаимоотношений / Е. А. Измайлова // Современное право. 2010. № 3. С. 13-16.
Кочкарова Э. А. Функции, цели, права и обязанности политических партий / Э. А. Кочкарова // Наука и новые технологии. 2012. № 8. C. 166-169
Макменамин И. Три пути институционализации: голоса, должности и политический курс при смене партий в Польше / И. Макменамин, А. Гвиазда // Политическая наука. 2014. № 3. С. 103-134.
Никоненко С. А. К вопросу о законодательном регулировании участия партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ / C. А. Никоненко // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 9. С. 311-315.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 2008 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия «Союз правых сил» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 11. Ст. 1073.
Постановление Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 47. Ст. 5709.
Постановление Конституционного суда РФ от 22 апреля 2013 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А. В. Андронова, О. О. Андроновой, О. Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Воронежской области» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 2292.
Растимешина Т. В. Политические партии: основные подходы к определению понятия, природа и функции / Т. В. Растимешина, А. С. Епифанов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 1. С. 148-158.
Тев Д. Б. Партии «второго эшелона» в региональных парламентах: особенности бассейна рекрутирования депутатов КПРФ, Справедливой России и ЛДПР / Д. Б. Тев // Вестник Пермского университета. Политология. 2012. № 1. С. 98-111.
Толпыгина О. А. Трансформация идеологической функции политических партий в современной России / О. А. Толпыгина // Политическая наука. 2015. № 1. С. 157‑171.
Чернев А. О роли и функциях правящей партии в системе советского государственного управления / А. О. Чернев // Безопасность Евразии. 2003. № 4. С. 631-656.
Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с послед. изм.) «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.