Компетенции специалистов сервиса будущего для сервисной экономики настоящего

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 3 (23)

Название: 
Компетенции специалистов сервиса будущего для сервисной экономики настоящего


Для цитирования: Пеша А. В. Компетенции специалистов сервиса будущего для сервисной экономики настоящего / А. В. Пеша, М. Н. Шавровская, И. С. Полушина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 295-327. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-3-295-327

Об авторах:

Пеша Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург); myrabota2011@gmail.com; ORCID: 0000-0002-7614-3118

Шавровская Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург); marina_bel@mail.ru; ORCID: 0000-0001-8137-4829

Полушина Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, проректор по развитию бизнес-коммуникации, Международный институт дизайна и сервиса (г. Челябинск); polushina.i.s@rbiu.ru

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена проблемой развития человеческого капитала как основы личного благополучия, организационной конкурентоспособности и социально-экономического развития общества в целом. Статья посвящена анализу взаимосвязи требований к развитию надпрофессиональных компетенций специалистов сервисных видов деятельности, предъявляемых динамикой развития сервисной экономики, и мнений студентов относительно важности их развития в университете. Методологическая основа исследования включает теоретические концепции человеческого капитала, управления компетенциями и сервисной экономики. Основным методом исследования является сопоставительный анализ данных опроса студентов Международного института дизайна и сервиса относительно важности, самооценки и возможностей развития надпрофессиональных компетенций специалистов сервисных видов деятельности на рынке труда.

Авторами также были применены теоретические методы исследования (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, метод аналогий), методы графического изображения результатов и математической статистики. Авторами представлена модель надпрофессиональных компетенций специалистов сервисных видов деятельности, которая легла в основу разработки эмпирической части исследования. Авторами подтверждена гипотеза о более низких показателях самооценки в сравнении с мнением студентов относительно важности развития надпрофессиональных компетенций на рынке труда. Выявленный факт не зависит от наличия у студентов выборочной совокупности текущей трудовой занятости. Установлено наличие статистически значимых различий мнений студентов по вопросам важности и возможностей развития надпрофессиональных компетенций в университете.

Авторами формулируется вывод о необходимости усиления внимания к развитию надпрофессиональных (универсальных) компетенций при реализации ФГОС, перечень которых предполагается возможным дополнить социоэмоциональными и цифровыми компетенциями, важными для эффективного вхождения выпускников в цифровую среду активно растущей сервисной экономики. Результаты исследования могут быть использованы представителями органов власти в области высшего образования для обоснования модернизации концепции компетенций во ФГОС с целью развития человеческого капитала и обеспечения экономического роста страны.

Список литературы:

  1. Аникин В. А. Человеческий капитал в пост-кризисной России: состояние и отдача / В. А. Аникин // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018. № 10 (2). С. 90-117. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.090-117

  2. Булина А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы / А. Булина, К. Мозговая, М. Пахнин // Вестник Санкт‑Петербургского университета. Экономика. 2020. № 36 (2). С. 163-188. DOI: 10.21638/spbu05.2020.201

  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 540 с.

  4. Докукина И. А. Управления процессами оказания услуг на основе сервисного менеджмента / И. А. Докукина, Ю. Л. Макарова // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 12 (1). С. 288-295. DOI: 10.12737/24805

  5. Казьмина Л. Н. Дивергентное мышление в сервисной деятельности / Л. Н. Казьмина, О. В. Дудкина, В. А. Бородай // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). С. 31.

  6. Любимов И. Л. От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? / И. Л. Любимов // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 5-23. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-8-5-23

  7. Модель компетенций 5 + 1 ® = центральный элемент нашего подхода к подбору персонала и управлению талантами // Hudson. URL: https://www.hudson.ua/uk-ua/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%8... (дата обращения: 01.05.2020).

  8. Морозов М. А. Развитие цифровой сервисной экономики и ее влияние на рынок труда / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Сервис plus. 2018. № 12 (1). С. 100-107. DOI: 10.22412/1993-7768-12-1-10

  9. Панфилова Е. А. Индустрия гостеприимства как структурный элемент сервисной экономики / Е. А. Панфилова, А. Е. Шарапова // Аллея науки. 2018. № 1 (1). С. 566‑573.

  10. Пахомова А. И. Сфера услуг как движущая сила развития сервисных инноваций / А. И. Пахомова, С. А. Буряков // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1. С. 384-387.

  11. Пеша А. В. Формирование культуры обслуживания как основы корпоративной культуры организаций сферы услуг / А. В. Пеша // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 9 (57). С. 18.

  12. Профессиональные стандарты // Минтруд России. URL: https://profstandart-rosmintrud.ru

  13. Радыгина Е. Г. Формирование сервисных компетенций работника сферы гостеприимства / Е. Г. Радыгина // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 45-49.

  14. Решетникова К. В. Компетенции выпускников магистратуры: что востребовано работодателями сферы гостеприимства / К. В. Решетникова, М. Д. Предводителева // Управленческие науки. 2017. № 4. С. 90-97.

  15. Рожкова К. В. Вознаграждается ли знание иностранного языка на российском рынке труда? / К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин // Вопросы экономики. 2019. № 6. С. 122-141. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-6-122-141

  16. Сахарчук Е. С. Клиентоориентированные компетенции профессионала туризма / Е. С. Сахарчук // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 1. С. 62-66.

  17. Силин Я. П. Контуры формирования цифровой экономики в России / Я. П. Силин, Е. Г. Анимица // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. № 19 (3). С. 18-25. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-3-3

  18. Силин Я. П. Инновационное развитие сферы услуг в национальной экономике: монография / Я. П. Силин, И. Д. Тургель, Н. В. Зубаревич, Н. Ю. Власова, Г. В. Астратова, Е. В. Баженова и др.; науч. ред. Я. П. Силин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. 339 с.

  19. Слинкова О. К. Сервисная экономика: мифы и реальность / О. К. Слинкова // Индустрия туризма и сервиса: известность, имидж, инвестиции: сб. статей по материалам Международной науч.-практ. конф. (Белгород, 23 ноября 2017 г.). НИУ «БелГУ», 2017. С. 37-48.

  20. Спенсер Л. Компетенции на работе / Л. Спенсер, С. Спенсер; пер. с англ. А. Яковенко. М.: Изд-во ГИППО, 2010. 384 с.

  21. Старенков М. Ю. Клиентоориентированный подход как основной аспект организации сервисного обслуживания / М. Ю. Старенков // Проблемы экономики и менеджмента. 2011. № 3 (3). С. 64-71.

  22. Сухарева М. А. От концепции постиндустриального общества к концепции экономики знаний и цифровой экономики: критический анализ терминологического поля / М. А. Сухарева // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 445-463. DOI: 10.24411/2070-1381-2018-00051

  23. Универсальные модели компетенций SHL и метод прямых атрибутов // SHL Россия: оф. сайт. URL: https://www.shl.ru/produkti-i-uslugi/uslugi/modelirovanie-kompetencij/metod-prjamih-atributov (дата обращения: 01.05.2020).

  24. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. Экономика и управление // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/88

  25. Хайруллина М. В. Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе / М. В. Хайруллина // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 11. С. 1637-1650. DOI: 10.18334/rp.18.11.37837

  26. Шавровская М. Н. Теоретические основы формирования и оценки клиентоориентированности персонала / М. Н. Шавровская // Дискуссия. 2011. № 9. С. 62-66.

  27. Эртель А. Г. Феномен человеческого капитала под углом зрения экономики сервиса / А. Г. Эртель, А. А. Ермоленко // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8. С. 186-188.

  28. Agnihotri R. Examining the role of sales-based CRM technology and social media use on post-sale service behaviors in India / R. Agnihotri, K. J. Trainor, O. S. Itani, M. Rodriguez // Journal of Business Research. 2017. No. 81. Pp. 144-154. DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.08.021

  29. Al Mamun A. Examining the effects of entrepreneurial competencies on students’ entrepreneurial intention / A. Al Mamun, N. B. C. Nawi, S. F. F. B. Shamsudin // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. No. 7 (2). P. 119. DOI: 10.5901/MJSS.2016.V7N2P119

  30. Berlingieri G. The productivity-wage premium: does size still matter in a service economy? / G. Berlingieri, S. Calligaris, C. Criscuolo // AEA Papers and Proceedings. 2018. Vol. 108. Pp. 328-333. DOI: 10.1257/pandp.20181068

  31. Buera F. J. The rise of the Service Economy / F. J. Buera, P. J. Kaboski // American Economic Review. 2012. No. 102 (6). Pp. 2540-2569. DOI: 10.1257/aer.102.6.2540

  32. De Villiers R. The incorporation of soft skills into accounting curricula: preparing accounting graduates for their unpredictable futures / R. De Villiers // Meditari Accountancy Research. 2010. No. 18 (2). Pp. 1-22. DOI: 10.1108/10222529201000007

  33. Extended Balance of Payments Services Classification 2010 (EBOPS 2010) // Statistics Division of United Nations Department of Economic and Social Affairs: official website. URL: https://unstats.un.org/unsd/classifications/Family/Detail/101

  34. Frey C. B. The future of employment: how susceptible are jobs to computerisation? / C. B. Frey, M. A. Osborne // Technological Forecasting and Social Change. 2017. No. 114. Pp. 254-280. DOI: 10.1016/J.TECHFORE.2016.08.019

  35. Gallouj F. Innovation in the Service Economy: The New Wealth of Nations / F. Gallouj. UK, Edward Elgar Publishing, 2002. 176 p. DOI: 10.4337/9781843765370

  36. Gatta M. In the ‘blink’ of an eye — American high-end small retail businesses and the public workforce system / M. Gatta // Retail Work / I. Grugulis, O. Bozkurt (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. Pp. 49-67.

  37. Gershuny J. After Industrial Society? The Emerging Self-Service Economy / J. Gershuny. Macmillan International Higher Education, 1978. Pp. 112-114.

  38. Gotz M. The Industry 4.0 induced agility and new skills in clusters / M. Gotz // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 72-83. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.72.83

  39. Heckman J. J. Hard evidence on soft skills / J. J. Heckman, T. Kautz // Labour Economics. 2012. No. 19 (4). Pp. 451-464. DOI: 10.1016/j.labeco.2012.05.014

  40. Hillage J. Employers Skill Survey 2002 / J. Hillage, J. Dickson, J. Regan. London: Department for Education and Skills, 2002. 156 p.

  41. Implementation in Diverse Settings of the Literacy Assessment and Monitoring Programme (LAMP). Montreal, Canada: UNESCO Institute for Statistics, 2017. 216 p.

  42. Klaus P. Communication breakdown / P. Klaus // California Job Journal. 2010. No. 28 (1248). Pp. 1-9.

  43. Koval V. Communicative competences in enhancing of regional competitiveness in the labour market / V. Koval, Y. Polyezhayev, A. Bezkhlibna // Baltic Journal of Economic Studies. 2019. Vol. 4. No. 5. Pp. 105-113. DOI: 10.30525/2256-0742/2018-4-5-105-113

  44. Kramsch C. From communicative competence to symbolic competence / C. Kramsch // The Modern Language Journal. 2006. Vol. 90. No. 2. Pp. 249-252. DOI: 10.17223/19996195/38/17

  45. Kuzminov Ya. Generic and specific skills as components of human capital: new challenges for education theory and practice / Ya. Kuzminov, P. Sorokin, I. Froumin // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 19-41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

  46. Lavrinenko A. Twenty-First Century skills in finance: prospects for a profound job transformation / A. Lavrinenko, N. Shmatko // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 42-51. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.42.51

  47. Lominger standard 67 competencies and related descriptions // Academilamp: оф. сайт. URL: https://academianlp.org/lominger-67-competencies/ (дата обращения: 01.05.2020).

  48. Michaelis T. L. (2017). Innovation Training: making innovation a core competency / T. L. Michaelis, S. K. Markham // Research-Technology Management. Vol. 60. No. 2. Pp. 36-42.

  49. New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology / World Economic Forum. Vancouver, BC: British Columbia Teachers’ Federation, 2015. 32 p.

  50. Pesha A. V. Assessment of the expectations from the development of supra-professional competencies on labour market / A. V. Pesha // 19th European Conference on Research Methodology for Business and Management Studies (ECRM) (18-19 June 2020, University of Aveiro, Portugal). University of Aveiro, 2020. Pp. 206-216.

  51. Pierre G. STEP skills measurement surveys: innovative tools for assessing skills / G. Pierre, M. L. Sanchez Puerta, A. Valerio, T. Rajadel; The World Bank: Human Development Network. USA: International Bank for Reconstruction and Development, 2014. 104 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/19985/897290NWP0P132085290B00PUBLIC001421...

  52. Posner B. Z. What it takes to be a good project manager / B. Z. Posner // Project Management Institute. 1987. No. 1. Pp. 51-54.

  53. Skills for a greener future: key findings // International Labour Office. Skills and Employability Branch. Geneva: ILO, 2019. 30 p.

  54. Smidt W. Big Five personality traits as predictors of the academic success of university and college students in early childhood education / W. Smidt // Journal of Education for Teaching. 2015. No. 41. Pp. 385-403. DOI: 10.1080/02607476.2015.1080419

  55. The Survey of Adult Skills: Reader’s Companion / OECD. 3rd edition. Paris: OECD Publishing, 2020. 136 p. URL: http://www.oecd.org/publications/the-survey-of-adult-skills-f70238c7-en.htm

  56. Thongthew S. Changes in teacher education in Thailand 1978-2014 / S. Thongthew // Journal of Education for Teaching. 2014. Vol. 40. No. 5. Pp. 543-550. DOI: 10.1080/02607476.2014.956539

  57. Zeer E. F. Convergence as methodological basis for development of trans-professionalism of activity subjects / E. F. Zeer, V. S. Tretyakova, E. Y. Scherbina, T. D. Bukovey // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. No. 4. Pp. 1080‑1085. DOI: 10.18510/hssr.2019.74147

  58. Zhu H. Introduction to network economy era of Customer Relationship Management (CRM) / H. Zhu, F. Jing // Proceedings of the Fourth International Forum on Decision Sciences. Singapore: Springer, 2017. Pp. 709-714. DOI: 10.1007/978-981-10-2920-2_63