Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 3 (23)

Название: 
Роль «третьих мест» в коммуникациях современных студентов


Для цитирования: Акулич М. М. Роль «третьих мест» в коммуникациях современных студентов / М. М. Акулич, Э. А. Мокк // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 59-78. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-3-59-78

Об авторах:

Акулич Мария Михайловна, доктор социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.m.akulich@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-7112-3639

Мокк Элина Александровна, студентка кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; elinamokk@yandex.ru

Аннотация:

Актуальность темы исследования. В условиях интенсивного развития информационного общества актуализируется проблема достижения и сохранения баланса офлайн- и онлайн-коммуникаций. Это особенно значимо для студенческой молодежи, как наиболее активно изучающей и использующей различные информационные технологии.

Цель исследования — изучить роль «третьих мест» в коммуникациях современных студентов, выявить потребности современной студенческой молодежи, удовлетворяемые посредством системы «третьих мест». В качестве теоретико-методологических оснований исследования использовала концепция «третьих мест» Р. Ольденбурга, применен системный подход и метод структурно-функционального анализа. Эти методы позволили выявить специфику коммуникаций данной социальной группы при посещении «третьих мест». В работе использован метод социологического онлайн-опроса студентов, обучающихся в вузах г. Тюмени (опрошено 340 респондентов), о содержании и характере коммуникаций студенческой молодежи при посещении «третьих мест». Опрос проведен в ноябре-декабре 2019 г.

В статье проанализирована роль «третьих мест» в коммуникациях современных студентов, изучено пространство и определена система «третьих мест» современного города. Рассмотрены теоретические подходы и концепции, раскрывающие роль «третьих мест» в коммуникациях социальных групп и общества. При теоретическом и эмпирическом анализе в качестве основной использована концепция «третьих мест», разработанная Р. Ольденбургом. Обоснована авторская дефиниция «третьих мест». В ходе проведенного эмпирического исследования выявлены приоритетные для посещения студенческой молодежью «третьи места» и их востребованность в условиях городской среды. Определена частота посещения и структурированы потребности молодых людей, удовлетворяемые посредством «третьих мест». Изучена готовность студенческой молодежи к общению друг с другом и незнакомыми людьми, использование возможности новых знакомств. Выявлено, что треть студентов имеет свой круг общения в «третьих местах» и обычно проводит время с друзьями и знакомыми, семьей или родственниками, гораздо реже в одиночестве и с одногруппниками. Результаты исследования показали, что в процессе неформального офлайн-общения в «третьих местах» студенческая молодежь не отключается полностью от онлайн-общения.

В целом данные опроса свидетельствуют об определенной успешности выполнения «третьими местами» одной из основных своих функций — предоставления возможности для свободного неформального общения, расширения круга знакомств. В целях сохранения и развития традиционных коммуникаций в студенческой среде стратегически важно развивать систему «третьих мест», удовлетворяющих потребности молодежи.

Список литературы:

  1. Атаманова И. В. Специфика личностно-средового взаимодействия на примере студенческой молодежи трех российских городов / И. В. Атаманова, Н. В. Козлова, С. А. Богомаз, В. Г. Залевский, Ю. Ю. Неяскина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. С. 90-105.

  2. Батищев Г. С. Культура глубинного общения / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 95-129.

  3. Библер В. С. Итоги и замыслы. Конспект философской логики культуры / В. С. Библер // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 75-93.

  4. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. 176 с.

  5. Глазков К. П. Любимый район: к вопросу о привязанности к городу / К. П. Глазков, Е. А. Зверева // Социология власти. 2014. № 2. С. 165-189.

  6. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, 1998. 320 с.

  7. Залевский Г. В. Избранные труды: в 6 томах / Г. В. Залевский. Томск: Том. гос. ун-т, 2013.

  8. Квят А. Г. Кафе без еды, фастфуд как медиа, временный парк: поствиртуальность и город 3.0 в России / А. Г. Квят // Logos et Praxis. 2014. № 3. С. 126-136.

  9. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: Наука, 1985. 536 с.

  10. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Р. Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 456 с. (Серия STUDIA URBANICA).

  11. Пестова А. В. «Третьи места» третьего тысячелетия: революция рабочего и досугового пространства / А. В. Пестова // Человек в мире культуры. 2017. № 2-3. С. 183-185.

  12. Пузанов К. А. Городская среда и культурное пространство мегаполиса: сравнительное исследование социальных барьеров городского развития / К. А. Пузанов, П. Степанцов // Механика Москвы. Исследование городской среды. М.: Московский ин-т социально-культурных программ, 2014. 68 с.

  13. Пучков М. В. Архитектура университетских комплексов: монография / М. В. Пучков. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. 184 с.

  14. Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого / О. Розеншток-Хюсси. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 608 с.

  15. Серто М. де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / М. де Серто; пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт‑Петербурге, 2013. 330 с.

  16. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / под ред. Л. Н. Верченова, Д. В. Ефременко, В. И. Тищенко. М.: ИНИОН РАН, 2013. 360 с.

  17. Тыканова Е. В. Стратегии и тактики оспаривания городского пространства группами интересов (на примере конфликтов вокруг городского развития в Санкт-Петербурге) / Е. В. Тыканова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013. Сер. 12. Вып. 1. С. 103-110.

  18. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. М.: Иностранная литература, 1963. 316 с.

  19. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие / В. А. Ядов. 6-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2012. 567 с.

  20. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон; сокр. перев. И. А. Мельчука // Структурализм: «за» и «против»: сборник статей. М., 1975. С. 139-230.

  21. Ebner F. Gesammelte Werke. Bd. 1. Das Wort und die geistigen Realitäten (Pneumatologische Fragmente) / F. Ebner. Wien: Herder, 1952. 362 s.

  22. Granovetter M. S. Getting a Job: A Study of Contacts and Careers / M. S. Granovetter. 2nd еd. University of Chicago Press, 1975.

  23. Granovetter M. S. The strength of weak ties / M. S. Granovetter // American Journal of Psychology. 1973. Vol. 78. No. 6. Pp. 1360-1380.

  24. Jaspers K. Philosophie. Bd. 1 / K. Jaspers. Berlin: J. Springer, 1932. 340 s.

  25. Jeffers L. W. Communication and Public Perceptions of the Quality of Life / L. W. Jeffers, J. Dobos // New Dimensions in Marketing. Quality-of- Life Research / ed. by M. J. Sirgy, A. Coskun Samli. Connecticut-L., 1995.

  26. Katz R. L. The Information Society: An International Perspective / R. L. Katz. N.Y. 1988.

  27. Krackhardt D. Social Networks // Encyclopedia of Group Processes and Intergroup Relations. 2010. Pp. 817-821.

  28. Landgrebe L. Factizität und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phänomenologie / L. Landgrebe. Hamburg: L. Voss, 1982. 644 s.

  29. Latour B. On Actor-Network Theory. A Few Clarifications Plus More than a Few Complications / B. Latour // Soziale Welt. 1996. Jg. 47. H. 4. S. 1-14.

  30. Lefebvre H. Critique of Everyday Life / H. Lefebvre. London: Verso, 1991. Volume One. 283 p.

  31. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. Wash. 1981.

  32. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy / М. McLuhan. N.Y., 1962.

  33. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man / М. McLuhan. N.Y., 1967.

  34. McLuhan M. The Mеdium is the Messagе / М. McLuhan, Q. Fiore. N.Y., 1967.

  35. McLuhan M. War and Peace in the Global Village / M. McLuhan, Q. Fiore. N.Y., 1968.

  36. Oldenburg R. The Great Good Place: Cafés, Coffee shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community / R. Oldenburg. Cambridge, MA: Da Capo Press, 1999. 336 p.

  37. Porat M. The Information Economy: Development and Measurement / M. Porat, M. Rubin. Wash., 1978.

  38. Rosenzweig F. Der Stern der Erlösung / F. Rosenzweig. Frankfurt-a.-M: Verlag J. Kauffmann, 1921. 532 s.

  39. Schütz A. Der sinnhalte Aufbau der sozialen Welt / A. Schütz. Wien: J. Springer, 1932. 286 s.

  40. Simmel G. Soziologie: Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung / G. Simmel. Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot, 1908.

  41. Stonier T. The Wealth of Information / T. Stonier. L., 1983.

  42. Turner J. H. Toward a general sociological theory of emotions / J. H. Turner // Journal for the Theory of Social Behaviour. Oxford, 1999. Vol. 29. No. 2. Pр. 133-162.