Решение проблемы социально-культурных рисков в современной России: роль предприятий

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 3 (23)

Название: 
Решение проблемы социально-культурных рисков в современной России: роль предприятий


Для цитирования: Плотникова Е. Б. Решение проблемы социально-культурных рисков в современной России: роль предприятий / Е. Б. Плотникова, Ю. С. Маркова, Е. В. Плотникова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 46-58. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-3-46-58

Об авторах:

Плотникова Елена Борисовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; plotnikova1958@yandex.ru; ORCID: 0000-0003-3599-5215

Маркова Юлия Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; julyamarkova@gmail.com; ORCID: 0000-0002-6271-9403

Плотникова Евгения Вадимовна, Doctor of Philosophy, Ph. D. in Social Policy, социолог, Центр социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; evgplotnikova@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-6492-8092

Аннотация:

В данной работе представлен анализ научной литературы о роли предприятий в решении проблем социально-культурных рисков на региональном уровне в современной России. Поиск научной литературы осуществлялся с использованием двух источников: базы данных Института социологии РАН и Российской научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU». Сроки поиска охватили период с 2000 по 2019 г. Поиск и анализ литературы проводились по двум вопросам: 1) Какие социокультурные риски выявлены в литературе? 2) Какова роль предприятий в борьбе с этими рисками?

В научной литературе были выявлены две категории социокультурных рисков: во-первых, риски, вызывающие дисфункционирование социально-экономических и политических структур; во-вторых, риски, которые связаны с ухудшением моральных ценностей, культурных традиций и социальной идентичности на индивидуальном, общинном и национальном уровнях.

Роль предприятий в устранении этих рисков проявляется в двух областях. Во-первых, это практика корпоративной социальной ответственности (КСО): предоставление социальных льгот сотрудникам, поддержка уязвимых групп в местных сообществах, инвестирование в образовательную и спортивную деятельность и мероприятия. Во-вторых, некоторые предприятия внедряют инновационные инструменты, такие как социально-культурные проекты.

Тем не менее большинство исследований таких проектов относится как к малым, так и к непромышленным предприятиям. Дальнейший анализ должен быть сосредоточен на реализации промышленными предприятиями социально-культурных проектов на региональном уровне в России, т. к. эмпирических исследований в этой области не хватает.

Список литературы:

  1. Акбердина В. В. Индустриальные регионы России: сравнительный анализ / В. В. Акбердина, А. С.  Сергеева // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 7 (122). С. 98-117.

  2. Андрианова Е. В. Модернизация и реиндустриализация: к дискуссии о способах реализации / Е. В. Андрианова, В. А.  Давыденко, Г. Ф.  Ромашкина // Философские науки. 2017. № 10. С. 91-94.

  3. Черныш М. Ф. Социальная ответственность бизнеса и ее влияние на социальную дифференциацию / М. Ф. Черныш // Россия реформирующаяся: ежегодник — 2004 / отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 80-91.

  4. Чирикова А. Е. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А. Е. Чирикова, Л. С. Шилова, Н. Ю. Лапина, С. В. Шишкин; Независимый институт социальной политики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 232 с.

  5. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации: монография / науч. ред. проф. В. И. Дятлов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. 396 с.

  6. Долгорукова И. В. Социальная тревожность и социальные опасения населения России: социологическое измерение / И. В. Долгорукова, Т. Ю. Кирилина, Ю. Н. Мазаев, Т. Н. Юдина // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 57-66.

  7. Климов И. А. Модернизационные эффекты социального предпринимательства / И. А. Климов, С. Г. Климова // Петербургская социология сегодня — 2015: cборник научных трудов Социологического института РАН. СПб.: Нестор-История, 2015. Вып. 6. С. 266-299.

  8. Козлова И. В. Дезадаптационные процессы в образе жизни студенческой молодежи как социальная проблема / И. В. Козлова // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Том 24. № 7. С. 68-76. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-7-68-76

  9. Кравченко С. А. Сосуществование рискофобии и рискофилии — проявление «нормальной аномии» / С. А. Кравченко // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 3-13.

  10. Лапин Н. И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 25-34.

  11. Лапин Н. И. Гибридный транзит и потребность в «модернизации для всех» / Н. И. Лапин // Вестник Института социологии. 2018. № 27. С. 105-136.

  12. McLennan Sh. Reversing the lens: why corporate social responsibility is not community development / Sh. McLennan, B. Glenn // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2019. No. 26. Pp. 117-26.

  13. Социальное предпринимательство в России и в мире. Практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011. 283 с.

  14. Мозговая А. В. Социальная сфера: вектор изменений, риски и адаптационные ресурсы (по материалам общероссийских мониторинговых исследований) / А. В. Мозговая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Том 18. № 4. C. 708-718. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-4-708-718

  15. Наджафова М. Н. О социальной роли градообразующих предприятий и направлениях их экономической поддержки в Курской области / М. Н. Наджафова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 241-245.

  16. Рассадина Т. А. Россияне в условиях «общества риска»: эмоциональный и ценностный аспекты / Т. А. Рассадина // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 84-93.

  17. Семерник С. З. Социокультурные риски как предмет социогуманитарной рефлексии и феномен современного общества / С. З. Семерник, Ю. В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 2 (66). С. 239-244.

  18. Шинковский М. Ю. Глокализация как предмет научного исследования / М. Ю. Шинковский // Полития. 2008. № 2. С. 46-57.

  19. Шлыкова Е. В. Профиль адаптационного социального самочувствия населения в условиях навязываемого риска / Е. В. Шлыкова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. С. 114-126.

  20. Utting P. CSR and equality / P. Utting // Third World Quarterly. 2007. No. 28 (4). Pp. 697-712. DOI: 10.1080/01436590701336572

  21. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве / Е. Я. Виттенберг. М.: ИЦРГГУ, 2011. 481 с.

  22. Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи / О. Н. Яницкий // Мир России. 2003. № 1. С. 3-33.

  23. Яницкий О. Н. Глобализация и цивилизационные риски / О. Н. Яницкий // Управление риском. 2017. № 3 (83). С. 48-56.

  24. Яницкий О. Н. Вызовы и риски глобализации. Семь тезисов / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 29-39. DOI: 10.31857/S013216250003745-2

  25. Зорина А. Е. Социальная ответственность бизнеса и экологические установки населения (на примере общности в условиях риска): автореф. дис. … канд. соц. наук / А. Е. Зорина // Официальный портал ИC РАН. 2015. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4253

  26. Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления: монография / Ю. А. Зубок (отв. ред.), В. И. Чупров, И. С. Шаповалова и др. Белгород: ЭПИЦЕНТР, 2016. 208 с.