Студенты о Великой Отечественной войне (по результатам опроса обучающихся вузов Москвы и Астрахани)

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 3 (23)

Название: 
Студенты о Великой Отечественной войне (по результатам опроса обучающихся вузов Москвы и Астрахани)


Для цитирования: Дьякова В. В. Студенты о Великой Отечественной войне (по результатам опроса обучающихся вузов Москвы и Астрахани) / В. В. Дьякова, Е. В. Каргаполова, Ю. А. Давыдова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 29-45. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-3-29-45

Об авторах:

Дьякова Вера Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии, Астраханский государственный технический университет; vvdyakova@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-3715-1393

Каргаполова Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Плеханова (Москва); k474671@list.ru; ORCID: 0000-0002-2892-3953

Давыдова Юлия Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва); ylkadav@mail.ru; ORCID: 0000-0001-5660-328X

Аннотация:

2020 г. ознаменован празднованием 75-летия Великой Победы. Это событие значимо как для отдельных граждан, в семьях которых были или есть ветераны войны и тыла, так и для государства в целом, поскольку патриотизм является важным фактором обеспечения стабильного развития страны, преемственности поколений и консолидации населения. Именно поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений. Российским обществом социологов была инициирована очередная волна мониторингового проекта «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (метод сбора информации — онлайн-анкетирование (Google Forms), N = 10 065; обработка полученных результатов проводилась с помощью программного комплекса Vortex), результаты которого не только позволят изучить мнение молодых людей по данной теме, но и могут быть использованы для анализа ценностных ориентаций молодежи за последние 15 лет и построения прогнозов. В данной статье описаны некоторые результаты данного проекта, полученные в Москве и Астрахани. Мнение студентов анализируется по ряду индикаторов: память о войне, источники знаний о войне, наличие участников военных действий среди членов семьи, личная и семейная вовлеченность в осмысление событий войны 1941‑1945 гг., участие в праздничных мероприятиях и их оценка. Дана характеристика ценностным установкам и ориентациям студентов, которые подчеркивают важность памяти о Победе над фашизмом и как формы воспитания патриотизма, и как семейной традиции. Проведен сравнительный анализ мнений обучающихся вузов двух городов сквозь призму «столица — регион (провинция)», в том числе сделан вывод о большей личностной и семейной вовлеченности в праздничные мероприятия ко Дню Победы студентов Астрахани.

Список литературы:

  1. Абрамкина С. Г. Влияние семьи на историческую память студенческой молодежи о Великой Отечественной войне (социологический аспект) / С. Г. Абрамкина, Н. А. Еньшина // Историческая память молодежи о Великой Отечественной войне: социально-гуманитарные и психолого-педагогические аспекты исследования и формирования. 2015. С. 81-87.

  2. Авраамова Е. М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы ожидания / Е. М. Авраамова, А. А. Шабунова, Д. М. Логинов // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 98-103.

  3. Бочкарева Е. Д. Важнейшей формой воспитания исторической памяти учащейся молодежи становится «Бессмертный полк» / Е. Д. Бочкарева, Д. В. Бочкарев // Мировоззрение в XXI веке. 2018. Том 1. № 1. С. 8-11.

  4. Величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / В. И. Гришин, М. А. Гареев, А. И. Гушер, В. С. Емец, А. П. Кошкин, И. В. Бочарников, А. В. Казаков. М.: Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, 2015. 68 с.

  5. Вишневский Ю. Р. Помнит ли мир спасенный, мир вечный, мир живой? (по итогам социологического исследования) / Ю. Р. Вишневский, Н. В. Дулина, Е. Н. Икингрин, В. А. Мансуров, Е. И. Пронина // Primo aspectu. 2020. № 2. С. 7-16.

  6. Вишневский Ю. Р. Динамика патриотических установок студенческой молодежи: по материалам мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005 — 2010 — 2015 гг.) / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 185-201.

  7. Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 312 с.

  8. Гудков Л. Д. «Память» о войне и массовая идентичность россиян / Л. Д. Гудков // Неприкосновенный запас. 2005. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/pamyat-o-vojne-i-massovaya-identichnost-rossiyan.html (дата обращения: 31.07.2020).

  9. Дубин Б. В. Память, война, память о войне. Конструирование прошлого в социальной практике последних десятилетий / Б. В. Дубин // Отечественные записки. 2008. Том 43. № 4. С. 6-21.

  10. Емельянова Т. П. Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп / Т. П. Емельянова, А. В. Мишарина // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 220-229.

  11. Каргаполова Е. В. Великая Отечественная война в социальной памяти молодежи Астрахани и Волгограда (по итогам социологического исследования, посвященного 70-летию Великой победы) / Е. В. Каргаполова, Ю. Г. Миронова, О. С. Хамзяева // Известия ВолГТУ. Серия: проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Том 20. № 2 (115). С. 98-101.

  12. Кошкин А. П. Герои и патриоты в современном кинематографе / А. П. Кошкин, С. А. Мельков // Власть. 2011. № 1. С. 74-76.

  13. Оплетина Н. В. Великая Отечественная война в контексте формирования исторической памяти молодого поколения / Н. В. Оплетина, В. Б. Трипольский // Манускрипт. 2016. № 1 (63). С. 122-125.

  14. Потапов В. П. Ценностные ориентации студентов РЭУ глазами преподавателей и студентов / В. П. Потапов, А. Н. Перенджиев, Е. Е. Прокопенко // ГосРег: Государственное регулирование общественных отношений. 2015. № 3 (13). С. 17-25.

  15. Саралиева З. Х. М. Отечественная война в памяти трех поколений / З. Х. М. Саралиева, С. С. Балабанов // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 29-36.

  16. Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов: автореф. дис. … канд. псих. наук / А. Е. Созонтов. М., 2004. 28 с.

  17. Стегний В. Н. Историческое сознание студента / В. Н. Стегний // Власть. 2015. № 3. С. 99-107.

  18. Шамионов Р. М. Соотношение ценностей и характеристик самоопределения студентов столичных и провинциальных вузов / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Том 9. № 3. С. 83-88.

  19. Malinova O. Political uses of the Great Patriotic War in Post-Soviet Russia from Yeltsin to Putin / O. Malinova // War and Memory in Russia, Ukraine and Belarus. Cham: Palgrave Macmillan, 2017. Pp. 43-70.

  20. Markwick R. The Great Patriotic War in Soviet and post-Soviet collective memory / R. Markwick // The Oxford Handbook of Postwar European History. 2012. Pp. 692-713.