Стратегия реформирования общегосударственных финансов: направления развития в Беларуси

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 2 (22)

Название: 
Стратегия реформирования общегосударственных финансов: направления развития в Беларуси


Для цитирования: Киреева Е. Ф. Стратегия реформирования общегосударственных финансов: направления развития в Беларуси / Е. Ф. Киреева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 2 (22). С. 209-224. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-2-209-224

Об авторе:

Киреева Елена Фёдоровна, доктор экономических наук, профессор, первый проректор, Белорусский государственный экономический университет (г. Минск, Республика Беларусь); kireeva@bseu.by; ORCID: 0000-0003-2917-7347

Аннотация:

В статье рассматривается проблема реформирования общегосударственных финансов на современном этапе экономического развития, учитывающая особенности функционирования национальной экономики и фискальных угроз. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить стратегию реформирования фискальной системы и обосновать основные направления ее развития. Актуальность проведенного исследования обусловлена комплексным подходом к формированию фискальной политики, включающим как основные ее составляющие — налоговую, бюджетную, долговую политику, так и необходимость совершенствования механизма обеспечения эффективности их действия. Для реализации этого механизма необходимо задействовать как инновационные методы планирования и прогнозирования фискальных потоков, так и осовременить правовую базу, закрепляющую основы управленческих решений в области финансов.

Методология исследования базируется на теориях общественных финансов и устойчивого развития. Для выполнения поставленной цели использованы методы статического анализа результативности фискальной системы. Основная гипотеза предполагает необходимость использования в стратегии повышения эффективности фискальной системы как инновационных методов планирования и прогнозирования фискальных потоков, так и формирование современной правовой базы, закрепляющей основы управленческих решений в области финансов.

Исходя из поставленной цели, была проведена сравнительная оценка прогнозных и фактических сценариев развития фискальных отношений в республике, проанализированы наиболее острые точки формирования фискальной политики: социальные платежи, налоговое администрирование, бюджетное финансирование, долговые обязательства, информационное обеспечение движения финансовых потоков.

По результатам проведенного в статье исследования сделаны выводы и предложения, касающиеся всех направлений совершенствования фискальной политики как основы обеспечения эффективной стратегии управления общегосударственными финансами. Определены первоочередные меры по снижению негативного влияния рисков на устойчивость фискальной системы. Инструменты регулирующих воздействий на негативные экономические и социальные тенденции обусловлены выбором направлений стратегического управления и механизма их организационного обеспечения.

Научная новизна заключается в обосновании комплекса элементов фискальной политики как основы для выработки стратегии управления общегосударственными финансами, учитывающей повышение социальной и экономической эффективности использования финансовых ресурсов государства.

Список литературы:

  1. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» // Министерство финансов Республики Беларусь: оф. сайт. URL: http://minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/analytical_reports/

  2. Информация о государственном долге на 01.01.2020 // Министерство финансов Республики Беларусь: оф. сайт. URL: http://minfin.gov.by/ru/public_debt/pressreleases/4c6b30d611354542.html

  3. Киреева Е. Ф. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е. Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке: международная научно-практическая конференция: сб. научных статей / под ред. А. Д. Селюкова и В. А. Слепова. Русайнс, 2017. С. 82-84.

  4. Киреева Е. Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е. Ф. Киреева // Белорус. экон. журн. 2018. № 4. С. 77-88.

  5. Киреева Е. Ф. Налоговая устойчивость как фактор обеспечения стабильности фискальной системы государства / Е. Ф. Киреева // Региональные и муниципальные финансы: приоритетные направления развития: сб. научных трудов. Саратов: Саратовский соц.-экон. инст. (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. С. 65-68.

  6. Киреева Е. Ф. Фискальная политика и ее влияние на развитие предпринимательства в Беларуси / Е. Ф. Киреева, О. А. Пузанкевич // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы XIII Международной научной конференции / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: РИК УГАТУ, 2019. С. 38-45.

  7. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Теория и практика консолидации субсидий: монография / В. Ф. Шаров и др.; под ред. В. Ф. Шарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 287 с.

  8. Стратегия реформирования системы управления государственными финансами в Республике Беларусь // Министерство финансов Республики Беларусь: оф. сайт. URL: http://minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/strategy/

  9. Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси: монография / К. В. Рудый и др.; под науч. ред. К. В. Рудого. Минск: Звезда, 2016. 464 с.

  10. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития: монография / И. А. Майбуров и др.; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 414 с.

  11. Allard C. Towards a fiscal union for the Euro Area / C. Allard, P. Koeva Brooks, J. Bluedorn, F. Bornhorst, K. Christopherson, F. Ohnsorge, T. Poghosyan; IMF staff team // IMF Staff Discussion Note 13/09. Washington: International Monetary Fund, 2013. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/sdn/2013/sdn1309.pdf

  12. Anderson D. Getting to know GIMF: the simulation properties of the Global Integrated Monetary and Fiscal Model / D. Anderson, B. Hunt, M. Kortelainen, M. Kumhof, D. Laxton, D. Muir, S. Mursula, S. Snudden // IMF Working Paper 13/55. Washington: International Monetary Fund, 2013. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/wp1355.pdf

  13. Building a Strengthened Fiscal Framework in the European Union: A Guide to the Stability and Growth Pact / European Commission (EC) // Occasional Papers 150. Brussels, 2013. URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/occasional_paper/2013/pdf/ocp150_e n.pdf

  14. Eyraud L. Fiscal governance in the Euro Area: progress and challenges / L. Eyraud, T. Wu // Euro Area: Selected Issues Paper. IMF Country Report 14/199. Washington: International Monetary Fund, 2014. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2014/cr14199.pdf

  15. McDermott C. J. Fiscal Reforms That Work / C. J. McDermott, R. F. Wescott. Washington: International Monetary Fund, November 1996. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/issues4/index.htm