Выпуск:
2020. Том 6. № 2 (22)Об авторах:
Худякова Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Финансово-экономический институт, Тюменский государственный университет; m.v.khudyakova@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-5280-2935Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена сохраняющимися противоречиями между производителями и другими участниками цепи поставок на рынке продовольствия, наличием барьеров входа для мелких предпринимателей. Востребованность продукции локальных производителей конечным потребителем и распространенность информационных технологий способствуют появлению новых форм взаимодействий участников рыночного обмена и систем распространения продукции. Цель статьи — выявление особенностей взаимодействия локальных производителей и потребителей продовольствия, основанного на использовании онлайн-технологий. В качестве теоретической базы исследования приняты неоинстиутциональный, структурно-функциональный и экологический подходы анализа рынка. Использованы результаты современных исследований, описывающих новые формы контакта «продавец — покупатель», направленные на локальное производство, и характерных для них систем распространения продукции, в том числе с применением информационных технологий. При описании поведения покупателей локальной продукции опираемся на теоретические концепции экогабитуса и «умный образ жизни». В статье представлены результаты эмпирического исследования, нацеленного на изучение мотивов, средств и форм взаимодействий в онлайн-пространстве потребителей локальной продовольственной продукции и ее производителей. Выделены ключевые мотивы выбора онлайн-пространства для рыночного обмена со стороны потребителя и производителя. Рассмотрены способы поиска локального производителя, который не выходит на организованные рынки; для этих целей обоими участниками простых рыночных операций используются информационные сервисы, социальные сети, чаты в мессенджерах. Отмечается значимость экологичного потребления, для которой характерна социальная ответственность, формируемая в связи с проживанием в конкретном месте, имеет ценность поддержка местного производства. Научная новизна работы заключается в разработке категориальной схемы, отражающей взаимодействие производителей и потребителей локальной продукции продовольствия, что также имеет прикладное значение в контексте вопросов трансформации цепи поставок в информационном обществе и поддержки мелкого бизнеса.
Ключевые слова:
Список литературы:
Андрианова Е. В. Социально-экономическая ситуация в Тюменской области: основные проблемы и тенденции развития в оценках экспертов (глава в научной монографии) / Е. В. Андрианова, Н. В. Мальцева, М. В. Худякова // Новая индустриализация: возможности, ограничения и противоречия социокультурного пространства: монография / науч. ред.: В. А. Давыденко, Г. Ф. Ромашкина. Тюмень: Изд-во Тюменской областной Думы, 2018. С. 186-209.
Давыденко В. А. «Идентичность места» как критерий поддержки сетевых взаимодействий: теоретический анализ и эмпирические оценки / В. А. Давыденко, Г. Ф. Ромашкина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 6 (54). С. 104-119.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Костко Н. А. Концепция «умный город» и человеческий капитал / Н. А. Костко, А. И. Долгих // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 4 (20). С. 76-87. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-4-76-87.
Ладаускас С. В. Региональные знаки качества как инструмент программ поддержки местных товаропроизводителей в субъектах Российской федерации / С. В. Ладаускас, Н. В. Стрельцова // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 35. С. 50-55.
Лещенко С. Доклад на круглом столе «Люди и цифра: в поисках синергии» / С. Лещенко. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KbnPXn57pSc (дата обращения: 14.06.2020).
Логунова О. Доклад на круглом столе «Люди и цифра: в поисках синергии» / О. Логунова. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KbnPXn57pSc (дата обращения: 14.06.2020).
Паненко А. В. Перспективы патриотического маркетинга в регионах России / А. В. Паненко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. Том 10. № 1. С. 136-147. DOI: 10.14529/em160117.
Продуктовые торговые сети: оценки и запросы. Аналитический обзор. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9133 (дата обращения: 14.06.2020).
Радаев В. В. Современные экономико-социологические концепции рынка / В. В. Радаев // Анализ рынков в современной экономической социологии / В. В. Радаев, М. С. Добрякова (отв. ред.). М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 21-60.
Ромашкина Г. Ф. Обобщенное доверие: концептуализация и измерение / Г. Ф. Ромашкина, В. А. Давыденко, Ю. В. Ушакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Том 11. № 4. С. 464-486. DOI: 10.21638/spbu12.2018.406/. URL: https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/3976
Рябов С. Л. Производство экологически чистых продуктов в крестьянских (фермерских) хозяйствах региона / C. K. Рябов, С. Г. Чернова // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов экономического факультет Новосибирского ГАУ. Новосибирск: Изд. центр НГАУ «Золотой колос», 2018. C. 288-291.
Ужин онлайн: где питаются российские потребители. 2019 // Nielsen: оф. сайт. URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2019/uzhin-onlayn-gde-pitayutsya-rossiyskie-potrebiteli.... (дата обращения: 14.06.2020).
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2010. Федеральный выпуск № 5100 (21). URL: https://rg.ru/2010/02/03/prod-dok.html (дата обращения: 14.06.2020).
Чернышева Е. В. Концептуальная модель формирования и развития лояльности потребителей на локальных рынках (по материалам объединения «столица молока») / Е. В. Чернышева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. С. 118-121.
Barnett C. Globalizing Responsibility: The Political Rationalities of Ethical Consumption. Malden / C. Barnett, P. Cloke, N. Clarke et al. MA: Wiley-Blackwell, 2011.
Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice / P. Bourdieu; transl. by R. Nice. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1977.
Carfagna L. B. An emerging eco-habitus: the reconfiguration of high cultural capital practices among ethical consumers / L. B. Carfagna, E. A. Dubois, C. Fitzmaurice, M. Y. Ouimette, J. B. Schor, M. Willis, T. Laidley. Journal of Consumer Culture. 2014. Vol. 14. Iss. 2. Pp. 158-178. DOI: 10.1177/1469540514526227.
Graham S. Urbanising cyberspace? The nature and potential of the virtual cities movement / S. Graham, A. Aurigi // City. 1997. No. 2. Рр. 18-39.
Haluza-DeLay R. A theory of practice for social movements: environmentalism and ecological habitus / R. Haluza-DeLay // Mobilization. 2008. Vol. 13. Iss. 2. Pp. 205-218.
Kennedy E. H. Eco-habitus or Eco-powerlessness? Examining environmental concern across social class / E. H. Kennedy, J. E. Givens // Sociological Perspectives. 2019. Vol. 62. Iss. 5. Pp. 646-667. DOI: 10.1177/0731121419836966.
Lee J. H. Towards an effective framework for building smart cities: lessons from Seoul and San Francisco / J. H. Lee, M. G. Hancock, M.-Ch. Hu // Technological Forecasting & Social Change. 2014. Vol. 89. Pp. 80-99. DOI: 10.1016/j.techfore.2013.08.033.
«Made in» Matters… or Does it? How Consumer Perception about Country or Origin are Translating to Purchasing Behaviors about the World // Nielsen: off. website. 2017. URL: https://www.nielsen.com/content/dam/nielsenglobal/ru/docs/global-vs-local-brands-report-nov-2017.pdf (дата обращения: 14.06.2020).
Nie C. Lifestyle segmentation of US food shoppers to examine organic and local food consumption / C. Nie, L. Zepeda // Appetite. Vol. 57. Iss. 1. Pp. 28-37.
Roblek V. A complex view of Industry 4.0 / V. Roblek , M. Meško, A. Krapež // SAGE. 2016. Vol. 6. Iss. 2. Pp. 1-11. DOI: 10.1177/2158244016653987.
Smart Economy In Smart Cities. International Collaborative Research: Ottawa, St. Louis, Stuttgart, Bologna, Cape town, Nairobi, Dakar, Lagos, New Delphi, Varanasi, Vijuawada, Kozhikode, Hong Kong / T. M. Vinod Kumar (ed.). Springer Singapore, 2018. 1086 p.
Smith-Spangler C. Are organic foods safer or healthier than conventional alternatives? / C. Smith-Spangler, M. L. Brandeau, G. E. Hunter, et al. // Annals of Internal Medicine. 2012. Vol. 157. Iss. 5. Pp. 348-366.
Stanton J. L. Who are the Locavores? / J. L. Stanton, J. B. Wiley, F. F. Wirth // Journal of Consumer Marketing. 2012. Vol. 29. Iss. 4. Pp. 248-261.
Sukhwani V. Enhancing food security by institutionalizing collaborative food alliances in urban areas / V. Sukhwani, A. Nurzaman, N. P. Kusumawardhani, A. M. AlHinai, L. Hanyu, R. Shaw // Sustainability (Switzerland). 2019. Vol. 11. Iss. 15. Article 4103.
Thompson E. M. What is smart? A real estate introduction to cities and buildings in the digital era / E. M. Thompson // International Journal of Architectural Computing. 2016. Vol. 14. Iss. 4. Pp. 358-371. DOI: 10.1177/1478077116670744
Van den Besselaar P. Demographics and sociographics of the digital city / P. van den Besselaar, D. Beckers // Community Computing and Support Systems: Social Interaction in Networked Communities / T. Ishida (ed.). Berlin; Heidelberg: Springer, 1998. Pp. 108-124.
Viitanen J. Smart cities and green growth: outsourcing democratic and environmental resilience to the global technology sector / J. Viitanen, R. Kingston // Environment and Planning A. 2013. Vol. 46. Iss. 4. Pp. 803-819.