Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 1 (21)

Название: 
Маркетинговый подход к исследованию имиджа региона


Для цитирования: Печеркина И. Ф. Маркетинговый подход к исследованию имиджа региона / И. Ф. Печеркина, Ю. А. Шумилова, Е. С. Переладова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 1 (21). С. 281-300. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-1-281-300

Об авторах:

Печёркина Ирина Фёдоровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный университет; i.f.pecherkina@utmn.ru; ORCID: 0000-0003-4978-0311

Шумилова Юлия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный университет; y.a.shumilova@utmn.ru

Переладова Елизавета Сергеевна, магистрант, Тюменский государственный университет; elpereladova@yandex.ru

Аннотация:

В данной статье изучаются проблемы исследования имиджа региона. Позитивный имидж региона, сформированный в сознании целевых аудиторий, повышает конкурентоспособность территории, оказывает значимое влияние на освоение ресурсного потенциала, пополнение бюджета и развитие местного производства. В этих условиях управление имиджем становится значимой и актуальной задачей, в которой важным элементом является исследование и адекватная оценка имиджа.

Целью данной статьи является формирование набора индикаторов, позволяющих исследовать и оценить имидж региона с позиции маркетингового подхода, через призму привлекательности и конкурентных преимуществ территории. Авторами приведена эмпирическая интерпретация понятия «имидж региона» с выделением структурных компонентов — туристическая привлекательность, инвестиционная привлекательность, привлекательность для жителей региона и привлекательность регионального продукта. Помимо этого, в статье обоснована целесообразность использования системы индикаторов для получения комплексной оценки имиджа региона и проведена операционализация понятия «имидж региона» в разрезе вышеуказанных компонентов регионального имиджа с выделением объективных и субъективных индикаторов.

Авторы исследовали некоторые составляющие имиджа Тюменской области: компонент «Инвестиционная привлекательность» — на основе объективных оценок рейтингов инвестиционной привлекательности регионов; компонент «Привлекательность для жителей» — на основе субъективных оценок жителей Тюменской области и города Тюмени своего уровня жизни, социального самочувствия, удовлетворенности благоустройством жизни (качества жизни), оценки статуса региона в общественном мнении и отношения к региону как месту проживания. Представленная модель позволяет выделить приоритетные направления работы над имиджем региона, проводить оперативную оценку проводимых мероприятий.

Список литературы:

  1. Бачерикова М. Л. Имидж территории: понятийно-терминологическая систематизация / М. Л. Бачерикова, И. М. Романова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1 (49). URL: https://eee-region.ru/article/4934/ (дата обращения: 22.02.2020).

  2. Важенина И. С. Типологизация и ранжирование территорий на основе характеристик имиджа и репутации / И. С. Важенина, С. Г. Важенин // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 31 (310). С. 2-11.

  3. Долгова И. В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций /И. В. Долгова // Экономика, предпринимательство и право. 2013. Том 3. № 3. С. 15-34.

  4. Карвицкая Г. В. Использование инструментов территориального маркетинга в регионе: оценка эффективности / Г. В. Карвицкая // Дискуссия. 2016. № 1 (64). С. 30-36.

  5. Кирдин В. Имидж регионов: базовые определения / В. Кирдин // Publicity. 2006. № 1. С. 12-15.

  6. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 390 с.

  7. Логунцова И. В. Имидж российских территорий как объект управления / И. В. Логунцова // Вестник Московского университета. Серия 21. 2011. № 1. С. 30-36.

  8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 22.02.2020).

  9. Новая индустриализация: возможности, ограничения и противоречия социокультурного пространства: монография / науч. ред. В. А. Давыденко, Г. Ф. Ромашкина. Тюмень: Тюменской областной Дума, 2018. 226 с.

  10. Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ дистанционный. URL: http://www.ra-national.ru/ru/all_rating (дата обращения: 22.02.2020).

  11. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг / Т. В. Сачук. СПб.: Питер, 2015. 368 с.

  12. Словарь бизнес-терминов. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5165 (дата обращения: 22.02.2020).

  13. Словарь психологических терминов. URL: https://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=749 (дата обращения: 22.02.2020).

  14. Социокультурная динамика — портрет Тюменской области: коллективная монография / науч. ред. Г. Ф. Ромашкина, В. А. Давыденко. Тюмень: Тюменского государственного университета. 2015. 358 с.

  15. Щетинина Е. Д. Интегрально-маркетинговые методы развития регионального туризма как фактор повышения социо-эколого-экономической устойчивости региона / Е. Д. Щетинина, С. Дагман // Российское предпринимательство. 2018. № 5. С. 1633-1650.

  16. Martin I. M. Measuring a multi-dimensional construct: country image / I. M. Martin, S. Eroglu // Journal of Business Research. 1993. No. 28 (3). Pp. 191-210.

  17. Roth M. S. Matching product category and country image perceptions: a framework for managing country-of-origin effects / M. S. Roth, J. B. Romeo // Journal of International Business Studies. New York. 1992. No. 23 (3). Pp. 477-497.