Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2020. Том 6. № 1 (21)

Название: 
Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение


Для цитирования: Кичерова М. Н. Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение / М. Н. Кичерова, Е. О. Муслимова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 1 (21). С. 64-85. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-1-64-85

Об авторах:

Кичерова Марина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.n.kicherova@utmn.ru, ORCID: 0000-0001-5829-7570

Муслимова Екатерина Олеговна, ассистент кафедры новой истории и мировой политики, Тюменский государственный университет; e.o.muslimova@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-3866-450X

Аннотация:

В данной статье рассматриваются подходы к изучению неформального образования и его влияние на развитие человеческого капитала. Авторами представлена концептуализация и теоретическая интерпретация понятия, а также подходы к определению в научной литературе и международных нормативных документах. Также был проведен анализ современных исследований неформального образования.

Эмпирическое исследование реализовано авторами с использованием метода экспертных оценок. Опрошено 36 экспертов из шести городов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Тюмени и Саратова. На основе экспертного опроса проведен анализ ресурсного потенциала неформального образования на современном этапе, определены возможности и «узловые точки» воздействия неформального образования на механизм развития общего и специфического человеческого капитала, представлена позиция экспертов по поводу оценки навыков и компетенций, полученных в неформальном образовании, перспективы внедрения в России национальной системы квалификаций.

Список литературы:

  1. Аитова Ю. С. Качество образования как фактор формирования миграционных потоков в Российской Федерации / Ю. С. Аитова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 2. С. 80-93. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-2-80-93

  2. Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность / И. К. Бирюкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Том 74. № 10. С. 18-20.

  3. Ефимова Г. З. Парадоксы неформального образования студенческой молодежи / Г. З. Ефимова, Е. В. Зюбан, М. Н. Кичерова, Е. О. Муслимова // Интеграция образования. 2019. Том 23. № 2. С. 303-321. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.303-321

  4. Илакавичус М. Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых: автореф. дис ... д-ра пед. наук / М. Р. Илакавичус. М., 2018. 40 с.

  5. Международная стандартная классификация образования. МСКО 2011. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf

  6. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования / Т. В. Мухлаева // Человек и образование. 2010. № 4. С. 158-162. URL: http://iovrao.ru/-get/c_118/

  7. Ройтблат О. В. Неформальное образование в рамках постоянных изменений современного мира / О. В. Ройтблат // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 23.

  8. Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 N 238-ФЗ // Правовая система КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 200485/

  9. Aagar I. F. From Formal to Non-formal: Education, Learning and Knowledge. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014. 285 pp.

  10. Ainsworth H. L. Formal, Non-formal and Informal Learning in the Sciences // Ainsworth H. L., Eaton S. E. 2010. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED511414.pdf

  11. Attacking Rural Poverty: How Nonformal Education Can Help / Ph. H. Coombs, M. Ahmed. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1974. 312 pp.

  12. Bartlett L. Non-formal bilingual education / L. Bartlett, M. Bajaj // The Handbook of Bilingual and Multilingual Education. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 2015. Pp. 428-446.

  13. Lomelí E. Reconciling formal and non-formal education / E. Lomelí // // UKFIET International Conference on Education and Development. URL: https://www.academia.edu/10732211/formal_non-formal_and_informal_education_concepts_applicability

  14. Non-formal education and training. URL: https://www.ilo.org/ipec/Action/Education/Non-formaleducationandtraining/lang--en/index.htm

  15. Non-formal education. Definition. URL: http://uis.unesco.org/en/glossary-term/non-formal-education

  16. Non-Formal Education. URL: http://www.yeu-international.org/en/non-formal-education

  17. Non-formal education. URL: https://www.coe.int/en/web/european-youth-foundation/definitions

  18. Petnuchova J. Non-formal and informal education: where does it go in the Slovak Republic? / J. Petnuchova // US-China Education Review. 2012. Vol. 6. Pp. 614-625. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED535481.pdf

  19. Recognition of Non-formal and Informal Learning — Home. URL: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/recognitionofnon-formalandinformallearning-home.h...

  20. Terminology of European Education and Training Policy. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014. 338 pp. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/4117_en.pdf

  21. Terms, concepts and models for analysing the value of recognition programmes // Third Meeting of National Representatives and International Organisations, 2-3 October 2007, Vienna, Austria. URL: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/41834711.pdf