Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №4(20)

Название: 
Местное самоуправление в России: де-юре и де-факто


Для цитирования: Казанцева О. Л. Местное самоуправление в России: де-юре и де-факто / О. Л. Казанцева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 4 (20). С. 103-121. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-4-103-121

Об авторе:

Казанцева Олеся Леонидовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Алтайский государственный университет (г. Барнаул); verwaltung@mail.ru; ORCID: 0000-0003-3697-9903

Аннотация:

Анализ Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, закрепляющего общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, демонстрирует последовательное внесение в него поправок, направленных на ограничение самостоятельности местного самоуправления, что явно противоречит конституционным положениям, посвященным местному самоуправлению. В этой связи представляется необходимым определиться с наличием низового уровня публичной власти (местного самоуправления), для чего следует выявить соответствие современных реалий местного самоуправления конституционным положениям и принятым в их развитие нормативным правовым актам, то есть соотнести де-юре и де-факто.
Большое влияние на формирование местного самоуправления в российском государстве оказывает высший орган конституционной юстиции — Конституционный Суд Российской Федерации. Именно он формирует правовые позиции по организационным, правовым, компетенционным, территориальным, экономическим основам местного самоуправления. В связи с этим интерес представляют правовые позиции  Конституционного Суда Российской Федерации относительно самостоятельности местного самоуправления и его взаимоотношений с органами государственной власти, которые претерпевали существенные изменения на протяжении всего периода реформирования местного самоуправления. В статье на основе проведенного анализа изменений законодательства о местном самоуправлении и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации продемонстрировано сворачивание присущих местному самоуправлению самоуправленческих начал. Так, в статье показано, что отсутствуют реальные и работающие механизмы осуществления местного самоуправления населением. В статье делается вывод о том, что сложившаяся ситуация требует от государства особого внимания и отношения, поскольку без целенаправленного изменения государственной  политики в сфере местного самоуправления невозможно сохранение в нашем государстве таких закрепленных в Конституции России постулатов, как народовластие и местное самоуправление.

Список литературы:

  1. Авдеев Д. А. Демократическая иллюзия участия народа в формировании органов публичной власти в России / Д. А. Авдеев // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4 (45) С. 23-30.

  2. Аничкин Е. С. Местное самоуправление как конституционная ценность в решениях Конституционного Суда РФ / Е. С. Аничкин, О. Л. Казанцева // Алтайский юридический вестник. 2013. № 4 (4). С. 19-24.

  3. Васильев В. И. Законодательство о местном самоуправлении: сегодня и завтра / В. И. Васильев // Местное право. 2014. № 6. С. 5.

  4. Васильев В. И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора / В. И. Васильев // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: сборник научных трудов. М., 2004. С. 6.

  5. Васильев В. И. Местное самоуправление / В. И. Васильев. М., 1999. 453 с.

  6. Гончаров В. И. Институализация системы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование / В. И. Гончаров. М.: Проспект, 2015. 272 с.

  7. Казанцева О. Л. Местное самоуправление в России: курс на централизацию / О. Л. Казанцева // Алтайский юридический вестник. 2016. № 3 (15). С. 36-39.

  8. Кандрина Н. А. Публичная власть в современной российской государственности / Н. А. Кандрина // Известия Алтайского государственного университета. 2016. № 3 (91). С. 92-96.

  9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

  10. Костюков А. Н. Исчезающее народовластие / А. Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 61-64.

  11. Мирзаев М. А. Проблемы взаимодействия муниципальных органов власти и населения / М. А. Мирзаев, Р. М. Карибов // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Том 32. № 3. С. 128-135.

  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года „О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике“» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

  13. Право Совета Европы и Россия / отв. ред. И. П. Скворцов. М.: Краснодар, 1996. С. 245-254.

  14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. „О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области“» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 50. Ст. 4943.

  15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области „Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 2. 2016.

  16. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в связи с жалобой гражданина Н. М. Савостьянова» // Сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения: 21.05.2019).

  17. Соловьев С. Г. Местное самоуправление в России: самоуправление населения или самоуправление муниципальных чиновников? / С. Г. Соловьев // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 61-65.

  18. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

  19. Чихладзе Л. Т. Развитие местного самоуправления в рамках концепции федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 40-48.

  20. Шарапов А. В. Региональные практики применения процедур избрания глав муниципальных образований в период 2015-2017 гг. (на примере Сибирских и Дальневосточных регионов) / А. В. Шарапов // Society and Security Insights. 2018. Том 1. № 4. С. 158-167.

  21. Шугрина Е. С. «Огосударствление» местного самоуправления: формы и пределы / Е. С. Шугрина // Регионология. 2005. № 4 (53). С. 47-60.