Гражданская идентичность, профессиональные компетенции и общественная активность студенческой молодежи: опыт многомерного анализа взаимосвязей

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №4(20)

Название: 
Гражданская идентичность, профессиональные компетенции и общественная активность студенческой молодежи: опыт многомерного анализа взаимосвязей


Для цитирования: Тарасов В. Т. Гражданская идентичность, профессиональные компетенции и общественная активность студенческой молодежи: опыт многомерного анализа взаимо­связей / В. Т. Тарасов, И. И. Бойко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 4 (20). С. 6-29. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-4-6-29

Об авторах:

Тарасов Владимир Тимофеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Чебоксарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; tarvlad2015@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-3539-5618

Бойко Иван Иванович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук (г. Чебоксары); boyko2003@yandex.ru


Аннотация:

В статье поставлена следующая цель: определить скрытые связи, возникающие в ходе становления гражданской идентичности у студентов в процессе формирования у них профессиональных компетенций и проявления ими общественной активности. Для этого разработан и экспериментально апробирован методический инструментарий анализа взаимосвязей между элементами комплексных социальных категорий. В частности, реализуется подход, основанный на методах многомерного статистического анализа, в том числе факторного, канонического и регрессионного. Предложенные методы экспериментально апробированы на фактических данных социологического опроса 688 студентов столичных вузов Чувашии с целью выявления неявных связей между элементами синтетических категорий, характеризующих гражданскую идентичность, профессиональные компетенции и общественную активность студенческой молодежи. Регрессионные зависимости и канонические корреляции между элементами названных категорий в основном подтвердили научную гипотезу исследования о том, что формирование профессиональных компетенций у студентов в ходе обучения в вузе повышает их общественную активность и способствует становлению у них гражданской идентичности. При этом внутренние взаимосвязи между элементами данных категорий получили количественные оценки, многие из которых оказались статистически значимыми. Данная гипотеза не исследовалась ранее с использованием данного инструментария. Предложенный методический инструментарий существенно расширяет аналитические возможности анализа результатов социологических опросов.

Список литературы:

  1. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / сост. и отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с.

  2. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

  3. Борзых Д. Л. О методе канонических корреляций / Д. А. Борзых; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Препринт WP2/20I6/01. Электрон., текст. дан. (500 Кб). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

  4. Бородкин Ф. М. Социальные индикаторы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям / Ф. М. Бородкин, С. А. Айвазян. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 607 с.

  5. Горшков М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 592 с.

  6. Заседание Совета по межнациональным отношениям в Астрахани // Сайт Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики. URL: https://sovetnational.ru/sovet/materialy-zasedaniy-soveta/zasedanie-soveta-po-mezhnacionalnym-otnosh...

  7. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве: монография / А. Г. Здравомыслов. М.: Аспект Пресс, 1999. 288 с.

  8. Здравомыслов А. Г. Релятивистская теория нации и рефлексивная политика // Новый подход к исследованию этнополитической динамики России / отв. ред. А. Г. Здравомыслов. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 1998. С. 115-122.

  9. Крыштановский А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов / А. О. Крыштановский; Гос. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 281 с.

  10. Магранов А. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации / А. С. Магранов, Л. С. Деточенко // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 108-116.

  11. Мосиенко О. С. Особенности и противоречия профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования / О. С. Мосиенко, В. И. Филоненко, А. С. Магранов, А. В. Понеделков // Власть. 2017. № 5. С. 18-28.

  12. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Рос. Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/

  13. Осипов Г. В. Методы измерения в социологии / Г. В. Осипов, Э. П. Андреев. М.: Наука, 1977. 184 с.

  14. Пржиленская И. Б. Особенности формирования гражданской идентичности студентов в поликультурном регионе / И. Б. Пржиленская, В. А. Шаповалов, М. М. Шульга // Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. № 79. С. 5-9.

  15. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 480 с.

  16. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / ред. В. А. Тишков, Р. Э. Бараш, В. В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2014. 342 с.

  17. Тишков В. А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) / В. А. Тишков // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 3-26.

  18. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. М.: Научный мир, 1998. С. 65-67.

  19. Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В. А. Тишкова и В. В. Степанова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2018. С. 107-111.

  20. Sherry A. Conducting and interpreting canonical correlation analysis in personality research: a user-friendly primer / A. Sherry, R. Henson // Journal of Personality Assessment. 2005. No 84 (1). URL: https://www.researchgate.net/publication/8091073_Conducting_and_Interpreting_Canonical_Correlation_A...

  21. Holzinger K. A simple method of factor analyses / K. Holzinger // Psychometrica. 1944. Vol. 9. Рp. 257-262.

  22. Hotelling H. Relations between two sets of variates / H. Hotelling // Biometrika. 1936. Vol. 28. No 3-4. Рp. 321-377.