Проблемы реализации практико-ориентированного подхода в подготовке юристов и пути их решения

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №2

Название: 
Проблемы реализации практико-ориентированного подхода в подготовке юристов и пути их решения


Для цитирования: Кузакбирдиев С. С. Проблемы реализации практико-ориентированного подхода в подготовке юристов и пути их решения / С. С. Кузакбирдиев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 2. С. 137-154. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-2-137-154

Об авторе:

Кузакбирдиев Садри Салихович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права и международного права, Институт государства и права, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, s.s.kuzakbirdiev@utmn.ru

Аннотация:

Практико-ориентированному обучению в общеобразовательных школах, образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования посвящено немало научных трудов и учебно-методических работ. Часть из них, безусловно, посвящена практико-ориентированному подходу в подготовке юристов. Однако актуальность проблемы такова, что исследования в этой области все больше «набирают обороты». В настоящее время это в большей мере связано не столько с общепедагогическими аспектами проблемы, сколько с проблемами, касающимися конкретных специальностей и специализаций, направлений и профилей подготовки выпускников.

В настоящей статье автор излагает свою позицию, отличную от позиции многих исследователей, практико-ориентированную подготовку юристов связывающих прежде всего с увеличением количества часов, отводимых на различные виды практик студентов, предусмотренных учебными планами юридических вузов, прохождением обучающимися внеучебных, дополнительных практик, вовлечением их в деятельность юридических клиник, создаваемых при вузах, оперативной реализацией получаемых студентами теоретических знаний на базе собственно вузовских или арендуемых производственных площадок. Автор статьи, показывая реальные проблемы, связанные с претворением в жизнь указанных предложений, а также пути их решения, отстаивает позицию о первостепенности оптимального сочетания: 1) теоретического и практического начал в подготовке юристов; 2) проводимых лекционных, семинарских и практических занятий; 3) информации теоретического и практического характера при изучении каждого вопроса каждой темы курса.

Основным методом исследования является сравнительный анализ сложившихся в науке подходов, взглядов, идей, касающихся практико-ориентированной подготовки юристов, государственных образовательных стандартов всех поколений по юриспруденции, реализации их требований.

По результатам проведенного исследования сформулированы выводы и предложения, которые нашли отражение в заключительной части работы. Как полагает автор, учет и реализация его выводов и предложений обеспечат повышение эффективности практико-ориентированного обучения будущих юристов.

Список литературы:

  1. Айбазова М. Ю. Компетентностный подход как фактор профессионализации будущих юристов / М. Ю. Айбазова, Л. Х. Гербекова // Образование. Наука. Инновации. 2015. № 4 (42). С. 113-117.
  2. Архив стандартов ГОС ВПО — Стандарты ГОС ВПО 1993-1999 гг. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/archivegosvpo/156/155/2/19 (дата обращения: 19.11.2018).
  3. Ветров Ю. П. Практико-ориентированный подход / Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43-46.
  4. Гайтова Л. Х.-М. Практико-ориентированное обучение студентов-юристов в условиях юридической клиники в традициях наставничества: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Х.-М. Гайтова. Владикавказ, 2014. 21 с.
  5. Гербекова Л. Х. Особенности формирования профессиональной компетентности в системе высшего юридического образования с применением технологии контекстного обучения / Л. Х. Гербекова // Потенциал современной науки. 2015. № 6 (14). С. 84-89.
  6. Гербекова Л. Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода / Л. Х. Гербекова // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 4-8.
  7. Дмитриенко Т. А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе / Т. А. Дмитриенко // Высшее образование сегодня. 2003. № 8. С. 26-30.
  8. Жукова И. А. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущих юристов: дис. ... канд. пед. наук / И. А. Жукова. М., 2011. 84 с.
  9. Мартынова Л. И. Проблемы практико-ориентированного обучения в вузе МВД России / Л. И. Мартынова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2 (26). С. 180-185.
  10. Миннеханова С. Х. Практико-ориентированные методики профессиональной подготовки юристов / С. Х. Миннеханова // Право и практика. 2017. № 1 (16). С. 33-35.
  11. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ: по сост. на 28 ноября 2015 г. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
  12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 6 марта 2019 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.
  13. Официальные документы в образовании. 2000. № 7.
  14. Практико-ориентированные технологии обучения в юридическом вузе. Клинические методы обучения при преподавании основных дисциплин: материалы II Московского юридического форума (Москва, 2-4 апреля 2015 г.). М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2015. 188 с.
  15. Ситникова К. О. Функциональный подход в деятельности юридических клиник / К. О. Ситникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 4. C. 141-149. DOI: 10.18384/2310-7219-2016-4-141-149
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2016. 29 декабря. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2018).
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1511 // Министерство образования и науки Российской Федерации: оф. сайт. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
  19. Центр развития юридических клиник: оф. сайт. URL: http://codolc.com/files/e9/f2/e9f2a1db9d342264525ae743aad324fd.pdf (дата обращения: 04.05.2019).
  20. Эктов А. В. О возможности существования юридической клиники в условиях практико-ориентированного дистанционного обучения в вузе / А. В. Эктов // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 146-151.
  21. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-93.