Конституционно-правовая эволюция свободы мирных собраний в постановлениях Конституционного суда РФ в 1993-2018 годах

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №2

Название: 
Конституционно-правовая эволюция свободы мирных собраний в постановлениях Конституционного суда РФ в 1993-2018 годах


Для цитирования: Саленко А. В. Конституционно-правовая эволюция свободы мирных собраний в постановлениях Конституционного суда РФ в 1993-2018 годах / А. В. Саленко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 2. С. 113-136. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-2-113-136

Об авторе:

Саленко Александр Владимирович, доктор юридических наук, магистр права (LL.M., Гёттинген), доцент, высшая школа права Образовательно-научного кластера «Институт управления и территориального развития» Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, член Квалификационной коллегии судей Калининградской области, Калининград, Россия; asalenko@kantiana.ru

Аннотация:

В России после принятия Конституции РФ в 1993 г. сформировалась обширная судебная практика, отражающая реальную имплементацию отдельных конституционных прав и свобод человека. Особую значимость для построения правового и демократического государства имеет конституционная свобода мирных собраний, которая исследуется автором посредством анализа постановлений Конституционного суда РФ, принятых в период 1993-2018 гг. Автор приходит к выводу о том, что судебное право публичных собраний начало складываться только после того, как в России появился федеральный закон о свободе собраний, а именно в 2012-2018 гг., когда были приняты семь постановлений Конституционного суда РФ по ст. 31 Конституции РФ. В ходе анализа автор устанавливает, что при разрешении дел о свободе собраний Конституционный суд Российской Федерации часто использовал такую технику нормоконтроля, с помощью которой оспариваемые законоположения признавались в целом конституционными, однако при этом отмечались различные дефекты правового регулирования. В статье предпринята попытка установить, когда подобная техника нормоконтроля по делам о свободе собраний была оправданной, а когда нет. Автор приходит к выводу, что Конституционный суд РФ при рассмотрении дел о свободе мирных собраний отказывался от проявления судебного активизма и делал достаточно большие уступки в пользу законодателя и правоприменителей. Так, в постановлении по делу о реформе законодательства о свободе собраний Конституционный суд РФ в 2013 г. необоснованно «простил» законодателю обильные процессуальные нарушения в ходе законотворческой работы и признал оспариваемый пакет законов в целом конституционным. Автор считает, что подобное толерантное отношение Конституционного суда РФ к нарушению законодательных процедур негативно влияет на правовую определенность и стабильность конституционного законодательства. Аналогичным образом автор материала высказывает критику постановления Конституционного суда РФ по делу о встречах депутатов с избирателями, которые фактически приравнены к публичным мероприятиям, что нарушает баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти, придавая последней доминирующий характер. Общий вывод автора сводится к тому, что в дальнейшем объем практики Конституционного суда РФ по делам о свободе собраний будет возрастать, что обусловлено ростом гражданской активности, а также общим рестриктивным характером российского законодательства о публичных мероприятиях, которые современные правоприменители, исходя из собственной конституционной культуры, интерпретируют в первую очередь в качестве угрозы общественному порядку и безопасности, а не рассматривают мирные собрания граждан в качестве обычной повседневной демократической практики.

Список литературы:

  1. Авакьян С. А. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение / С. А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3-17.
  2. Авдеев Д. А. Российский вариант принципа разделения властей / Д. А. Авдеев // Право и политика. 2013. № 13. С. 1796-1803. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10211
  3. Авдеев Д. А. Баланс полномочий высших органов государственной власти: принцип разделения или распределения? / Д. А. Авдеев // Государство и право. 2014. № 4. С. 39-46.
  4. Бланкенагель А. Остатки свободы собраний перед Конституционным судом России. Комментарий к Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П / А. Бланкенагель, И. Г. Левин // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 5 (96). С. 106-112.
  5. Гаглоев Д. В. Об исключительном праве граждан Российской Федерации на участие в публичных мероприятиях / Д. В. Гаглоев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2013. № 2. С. 92-100.
  6. Гаглоев Д. В. Эволюция института публичных мероприятий в России / Д. В. Гаглоев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2013. № 4. С. 79-90.
  7. Должиков А. В. Стакан наполовину полон или пуст? Вмешательство как форма ограничения конституционных прав / А. В. Должиков // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 1 (122). С. 80-112. DOI: 10.21128/1812-7126-2018-1-80-112
  8. Иванов А. О. Вопросы проведения религиозных мероприятий в свете законодательства о публичных мероприятиях / А. О. Иванов // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 2 (36). С. 172-186.
  9. Кондрашев А. А. Свобода собраний в России: системные дефекты законодательства и политико-правовая практика / А. А. Кондрашев // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 6 (121). С. 24-44. DOI: 10.21128/1812-7126-2017-6-24-44
  10. Колмаков С. Ю. История развития свободы собраний в законодательстве дореволюционной России и Советского Союза / С. Ю. Колмаков // Современное право. 2017. № 9. С. 139-144.
  11. Колмаков С. Ю. Проблема квалификации и организации встреч депутатов с избирателями в рамках депутатской деятельности и в рамках публичных мероприятий / С. Ю. Колмаков // Пролог: журнал о праве. 2017. № 4. С. 32-37.
  12. Морщакова Т. Г. О некоторых актуальных проблемах конституционного правосудия / Т. Г. Морщакова // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3 (118). С. 117-124. DOI: 10.21128/1812-7126-2017-3-117-124
  13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 21.06.2018) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  14. Постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2012 № 12-П по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 КоАП, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С. А. Каткова // Собрание законодательства РФ. 2012. № 22. Ст. 2921.
  15. Постановление КС России от 14 февраля 2013 года № 4-П по делу о проверке конституционности Федерального закона от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  16. Постановление Конституционного суда РФ № 30-П от 05.12.2013 по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  17. Постановление Конституционного суда РФ № 14-П от 13.05.2014 по делу о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина А. Н. Якимова // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  18. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.02.2017 № 2-П по делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобой гражданина И. И. Дадина // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  19. Постановление Конституционного суда РФ № 8-П от 17.03.2017 по делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина В. И. Сергиенко // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  20. Постановление Конституционного суда РФ № 27-П от 10.11.2017 по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  21. Путин заплатил штраф в 1 тысячу рублей за митинг на Поклонной горе // Информагентство «РосБизнесКонсалтинг». URL: https://www.rbc.ru/politics/11/02/2012/5703f3269a7947ac81a64cd6 (дата обращения: 09.04.2019).
  22. Саликов М. С. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации: понятие и система / М. С. Саликов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. № 5 (250). С. 49-59.
  23. Сухоруков А. С. Правотворческая сила решений Конституционного суда РФ в контексте судебной реформы / А. С. Сухоруков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 4 (117). С. 55-60.
  24. Тарибо Е. В. Проблемы реализации свободы выражений мнений и свободы собраний в практике конституционного правосудия / Е. В. Тарибо // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 20-31.
  25. Толстых В. Л. Конституционное правосудие и принцип пропорциональности / В. Л. Толстых // Российское правосудие. 2009. № 12. С. 47-56.
  26. Томилин А. А. Место встречи запретить нельзя. Или можно? / А. А. Томилин // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6 (127). С. 117-134.
  27. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  28. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  29. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
  30. Шаблинский И. Г. Выключенный механизм: сдержки и противовесы в российской конституционной практике / И. Г. Шаблинский // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2. С. 107-115.