Субъективные показатели экологической компетентности муниципальных служащих Северного Урала

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №2

Название: 
Субъективные показатели экологической компетентности муниципальных служащих Северного Урала


Для цитирования: Орешкина Т. А. Субъективные показатели экологической компетентности муниципальных служащих Северного Урала / Т. А. Орешкина, Л. Д. Забокрицкая // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 2. С. 85-98. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-2-85-98

Об авторах:

Орешкина Татьяна Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург); eLibrary AuthorID, t.a.oreshkina@urfu.ru

Забокрицкая Любовь Дмитриевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург); zabokritskaya@urfu.ru; ORCID: 0000-0002-4653-4409

Аннотация:

В статье приведены результаты анализа экологической компетентности муниципальных служащих трех северных городов Свердловской области, проведенного с помощью личных полуформализованных интервью. По мнению авторов, экологическая компетентность включает в себя нормативный перечень требований к образовательной подготовке, а также опыт профессиональной деятельности и совокупность личностных качеств. Для измерения экологической компетентности разработаны субъективные, объективные показатели и система индикаторов для каждого показателя. Оценка субъективных показателей экологической компетентности осуществлялась по таким индикаторам, как самооценка уровня квалификации и профессионального опыта, уровень удовлетворенности работой в целом, оценка мотивации для дальнейшей работы. В статье делается вывод относительно состояния представленных индикаторов, а также о возможных мерах по повышению уровня экологической компетентности муниципальных служащих. Результаты исследования показали, что муниципальные служащие не реализуют декларируемые ценности карьерного роста, требования к повышению квалификации носят формальный характер. Было установлено, что экологической компетентностью обладают только отдельные представители публичной власти, участвовавшие в образовательных программах федерального уровня, а также то, что дистанционные образовательные программы не востребованы муниципальными служащими, проживающими в отдаленных регионах, и считаются ими неэффективными.

Список литературы:

  1. Актуализированные ценности современного российского общества / отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН, 2015. 273 с. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Act_zennosti_sovr_obschestva.pdf (дата обращения: 12.10.2018).
  2. В Североуральске для жителей открыты пункты выдачи бутилированной воды // Главное управление МЧС России по Свердловской области: оф. сайт. URL: http://66.mchs.gov.ru/operationalpage/operational/item/7199391/ (дата обращения: 21.10.2018).
  3. Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области» 2006-2017 гг. // Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области: оф. сайт. URL: https://mprso.midural.ru/article/show/id/1126 (дата обращения: 21.10.2018).
  4. Ермаков Д. С. Оценка прогресса и перспективы образования для устойчивого развития в России / Д. С. Ермаков // Вестник РУДН. 2010. № 2. С. 99-104.
  5. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. … докт. пед. наук / Д. С. Ермаков. М., 2009.
  6. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.
  7. Орешкина Т. А. Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы / Т. А. Орешкина // Вестник Института социологии. 2017. № 23. С. 113-123. DOI: 10.19181/vis.2017.23.4.484
  8. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года // Президент России: оф. сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15177 (дата обращения: 12.10.2018).
  9. Программа международной оценки компетенции взрослых: оф. сайт. URL: http://piaac.ru/ (дата обращения: 21.10.2018).
  10. Реутова А. Североуральск меняет паспорт на воду / А. Реутова // Коммерсантъ (Екатеринбург). 2018. 19 июля. № 126. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3689658 (дата обращения: 21.10.2018).
  11. Соколова Н. С. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды: основные проблемы / Н. С. Соколова // Вестник Пермского университета. 2013. № 1 (19). С. 65-71.
  12. Файоль А. Общее и промышленное управление  / А. Файоль // Управление — это искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Юнити, 2002. С. 9-86.
  13. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль; пер. на русский язык Б. В. Бабина-Кореня. М., 1923 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 28.08.2012. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783
  14. Экологическая ситуация в России: мониторинг ВЦИОМ // ВЦИОМ: оф. сайт, 2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9267 (дата обращения: 16.12.2018).