Выпуск:
2019. Том 5. №2Об авторах:
Нотман Ольга Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург); eLibrary AuthorID, ORCID, ResearcherID, ScopusID, o.v.notman@urfu.ruАннотация:
В статье рассматриваются особенности и тенденции развития торгово-развлекательных центров (ТРЦ) в современном городском пространстве. Определены сущностные признаки ТРЦ: единая территория и система управления, комплексный характер обслуживания и комплексная потребительская полезность. Проанализированы особенности ТРЦ как общественного пространства, обладающего ограниченной (целевой) доступностью и отражающего социальную дифференциацию городских жителей в доступе к инфраструктурным благам. Обозначен перспективный тренд в развитии городских торговых пространств, связанный с их событийным обустройством, способствующим росту положительных социальных эффектов от инвестиций в городскую среду. Показаны основные тенденции развития торговой инфраструктуры в России в целом и Екатеринбурге в частности, заключающиеся в переходе от количественного интенсивного развития рынка и его насыщения к этапу качественной трансформации торговых объектов в условиях насыщенной конкурентной среды и продолжающегося экономического кризиса. В этих условиях обоснована важность исследований поведенческих практик горожан и их оценок торгово-развлекательных объектов мегаполиса. На основе результатов опроса 3570 жителей Екатеринбурга построен рейтинг городских ТРЦ и выявлены критерии их привлекательности. Для построения рейтинга ТРЦ мы использовали три индикатора: доля респондентов, отметивших ТРЦ как часто посещаемый объект; количество микрорайонов города, из которых в ТРЦ приезжают посетители; доля респондентов, приезжающих в ТРЦ из других микрорайонов. Сделан вывод о том, что высокая привлекательность ТРЦ в пространстве города определяется ценовой доступностью, широким диапазоном потребительской полезности, транспортно-территориальным удобством расположения объектов. Выявлена социальная дифференциация в посещении ТРЦ, обусловленная возрастом и материальным положением горожан. Чем старше респонденты и ниже оценка ими своего материального положения, тем менее активно они посещают ТРЦ, сужая свой выбор. Показаны возможности использования результатов исследования в управленческой практике, направленной на совершенствование имеющихся и проектирование новых объектов городской торгово-развлекательной инфраструктуры.
Ключевые слова:
Список литературы: