Торгово-развлекательные центры в пространстве мегаполиса: критерии и детерминанты выбора горожан

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №2

Название: 
Торгово-развлекательные центры в пространстве мегаполиса: критерии и детерминанты выбора горожан


Для цитирования: Нотман О. В. Торгово-развлекательные центры в пространстве мегаполиса: критерии и детерминанты выбора горожан / О. В. Нотман, А. П. Багирова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 2. С. 58-74. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-2-58-74

Об авторах:

Нотман Ольга Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург); eLibrary AuthorID, ORCID, ResearcherID, ScopusID, o.v.notman@urfu.ru

Багирова Анна Петровна, доктор экономических наук, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург); eLibrary AuthorID, ORCID, ResearcherID, ScopusID, a.p.bagirova@urfu.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности и тенденции развития торгово-развлекательных центров (ТРЦ) в современном городском пространстве. Определены сущностные признаки ТРЦ: единая территория и система управления, комплексный характер обслуживания и комплексная потребительская полезность. Проанализированы особенности ТРЦ как общественного пространства, обладающего ограниченной (целевой) доступностью и отражающего социальную дифференциацию городских жителей в доступе к инфраструктурным благам. Обозначен перспективный тренд в развитии городских торговых пространств, связанный с их событийным обустройством, способствующим росту положительных социальных эффектов от инвестиций в городскую среду. Показаны основные тенденции развития торговой инфраструктуры в России в целом и Екатеринбурге в частности, заключающиеся в переходе от количественного интенсивного развития рынка и его насыщения к этапу качественной трансформации торговых объектов в условиях насыщенной конкурентной среды и продолжающегося экономического кризиса. В этих условиях обоснована важность исследований поведенческих практик горожан и их оценок торгово-развлекательных объектов мегаполиса. На основе результатов опроса 3570 жителей Екатеринбурга построен рейтинг городских ТРЦ и выявлены критерии их привлекательности. Для построения рейтинга ТРЦ мы использовали три индикатора: доля респондентов, отметивших ТРЦ как часто посещаемый объект; количество микрорайонов города, из которых в ТРЦ приезжают посетители; доля респондентов, приезжающих в ТРЦ из других микрорайонов. Сделан вывод о том, что высокая привлекательность ТРЦ в пространстве города определяется ценовой доступностью, широким диапазоном потребительской полезности, транспортно-территориальным удобством расположения объектов. Выявлена социальная дифференциация в посещении ТРЦ, обусловленная возрастом и материальным положением горожан. Чем старше респонденты и ниже оценка ими своего материального положения, тем менее активно они посещают ТРЦ, сужая свой выбор. Показаны возможности использования результатов исследования в управленческой практике, направленной на совершенствование имеющихся и проектирование новых объектов городской торгово-развлекательной инфраструктуры.

Список литературы:

  1. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. М.: Дашков и Ко, 2014. 692 с.
  2. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов / Дж. Джекобс; пер. с англ. Л. Мотылева. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.
  3. Желнина А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство / А. Желнина // Laboratorium. 2011. № 2. С. 48-69.
  4. Ильин В. И. Торгово-развлекательные центры как пространство формирования качества жизни в России / В. И. Ильин, В. И. Чой // Социологические исследования. 2017. № 4. С. 82-92.
  5. Карх Д. А. Развитие торговых центров: тенденции и перспективы / Д. А. Карх // Экономика. 2010. № 3. С. 60-63.
  6. Лагодина Е. В. Настоящее и будущее российских общественных пространств / Е. В. Лагодина // Российский психологический журнал. 2013. № 4. С. 62-69. DOI: 10.21702/rpj.2013.4.8
  7. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200108793
  8. Обзор рынка торговых центров г. Екатеринбурга за 2017 год / Консалтинговая компания «Урал-Гермес». Екатеринбург, 2018. URL: http://www.uralgermes.ru/files/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/Malls_II_2017....
  9. Пилипенко Е. В. Феномен торговых центров как отражение особенностей экономики знаний / Е. В. Полипенко, Е. В. Габрук // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141). С. 19-23.
  10. Ревзин Г. Что такое современное общественное пространство / Г. Ревзин // Strelka К?. 2017. URL: https://docplayer.ru/53202411-Chto-takoe-sovremennoe-obshchestvennoe-prostranstvo-grigoriy-revzin-pa... (дата обращения: 20.12.2018).
  11. Стукалова И. Б. Торговые центры в РФ: сущность, динамика развития, оценка эффективности / И. Б. Стукалова, О. С. Токмачева // Российское предпринимательство. 2015. Том 16. № 11. С. 1637-1648. DOI: 10.18334/rp.16.11.244
  12. Токмачева О. С. Торговые центры: подходы к определению сущности и классификация с учетом российской специфики / О. С. Токмачева // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2012. № 7 (49). С. 91-98.
  13. Торговая недвижимость России. Итоги 2017: аналитический отчет / Магазин Магазинов, эксперт по торговой недвижимости. URL: http://www.magazinmagazinov.ru/upload/knowledges/Itogi_2017_5%20(3).pdf
  14. Чкалова О. В. Проблемы российской индустрии торговых центров: научные подходы к их определениям / О. В. Чкалова, А. С. Ефремова // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 2. С. 141-143.
  15. Чуй Я. В. К вопросу о некоторых тенденциях изменения общественных пространств городов в конце ХХ — начале XXI веков / Я. В. Чуй // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 4. С. 125-128.
  16. Lofland L. H. A World of Strangers: Order and Action in Urban Public Space / L. H. Lofland. New York: Basic Books, 1973. 232 p.
  17. Manzo J. Social control and the management of “personal” space in shopping malls / J. Manzo // Space and Culture. 2005. Vol. 8. Is. 1. Pp. 83-97. DOI: 10.1177/1206331204265991
  18. Van Melik R. The private sector and public space in Dutch city centers / R. Van Melik, I. Van Aalst, J. Van Weesep // Cities. 2009. Vol. 26. Is. 4. Pp. 202-209. DOI: 10.1016/j.cities.2009.04.002
  19. Wu S. S. Events as community function of shopping centers: a case study of Hong Kong / S. S. Wu, S. M. Lo // Cities. 2018. Vol. 72. Part A. Pp. 130-140. DOI: 10.1016/j.cities.2017.08.017
  20. Zukin S. The Cultures of Cities / S. Zukin. Malden, MA: Blackwell, Oxford: Blackwell, 1995. 338 p.