Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Мировые научные школы исследования социального предпринимательства


Для цитирования: Попов Е. В. Мировые научные школы исследования социального предпринимательства / Е. В. Попов, А. Ю. Веретенникова, К. М. Козинская // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 1. С. 157-177. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-1-157-177

Об авторах:

Попов Евгений Васильевич, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург); epopov@mail.ru

Веретенникова Анна Юрьевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург); доцент кафедры региональной и муниципальной экономики, инновационного предпринимательства и безопасности, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); vay_uiec@mail.ru

Козинская Ксения Михайловна, младший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург); магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); ksush1@yandex.ru

Аннотация:

Цель данного исследования — сравнительный анализ мировых научных школ исследования феномена социального предпринимательства. Для достижения данной цели был проведен обзор англоязычных и отечественных научных статей, представленных в международных и российском индексах научного цитирования, в частности Scopus, WoS, eLIBRARY, а также отчетов международных и российских организаций, занимающихся исследованием и развитием данного вида деятельности. Методической базой исследования выступили методы анализа и синтеза, категоризации и систематизации. В результате проведенного анализа в статье описаны две основные традиции исследования социального предпринимательства — американская и европейская. Различия данных подходов связаны с особенностями исторического развития и, как следствие, сложившейся институциональной средой в европейских странах и США. В рамках данной традиции выявлено четыре научных школы, проведен их сравнительный анализ по следующим критериям: объект исследования, юридическая форма объектов социального предпринимательства, их инновационность, получение и распределение прибыли, а также форма управления. Представлены результаты исследования развития социального предпринимательства в России в рамках фонда «Наше будущее», специализирующегося на поддержке социального предпринимательства, российского законодательства и Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ «Высшая школа экономики». Данный анализ продемонстрировал существенное влияние американского подхода к определению сущности социального предпринимательства в российской практике. При этом отмечена перспективность развития данного вида деятельности при активной государственной поддержке, что соответствует европейской традиции.

Список литературы:

  1. Годовой отчет фонда «Наше будущее» за 2018 год. URL: http://www.nb-fund.ru/upload/otchet2018/index.html
  2. Определение социального предпринимательства. URL: https://socentr.hse.ru/opredelenie_socialnogo_predprinimatelstva (дата обращения: 10.01.2019).
  3. Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2011 г. № 227 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». 
  4. Решения, принятые на заседании Правительства 26 декабря 2018 года. URL: http://government.ru/news/35229/ (дата обращения: 10.01.2019).
  5. Austin J. Social Partnering in Latin America / J. Austin. Cambridge, MA: Harvard University, 2004.
  6. Bacchiegga A. The Economics of the Third Sector. The Study of the Nonprofit Enterprise, Theories and Approaches / A. Bacchiegga, C. Borzaga. New York: Kluwer Academic/ Plenum Publishers, 2004. DOI: 10.1007/978-1-4615-0131-2_2
  7. Bornstein D. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas / D. Bornstein. New York: Oxford University Press, 2004.
  8. Boschee J. Social entrepreneurship / J. Boschee // Across the Board. 1995. Vol. 32. No 3. Pp. 20-25.
  9. Boschee J. Towards a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions / J. Boschee, J. McClurg. 2003. URL: www.caledonia.org.uk/papers (дата обращения: 09.10.2008).
  10. Crimmings J. Enterprise in the Nonprofit Sector / J. Crimmings, M. Kiel. Washington, DC: Partners for Livable Places, 1983.
  11. Dees J. The meaning of social entrepreneurship / J. Dees // Draft Report for the Kauffman Center for Entrepreneurial Leadership. Stanford University, 1998.
  12. Dees J. Framing a theory of entrepreneurship: building on two schools of practice and thought / J. Dees, B. Anderson // ARNOVA Occasional Paper Series: Research on Social Entrepreneurship: Understanding and Contributing to an Emerging Field. 2006. Vol. 1. No 3. Pp. 39-66. 
  13. Defourny J. From Third Sector to Social Enterprise. The Emergence of Social Enterprise / J. Defourny. London and New York: Routledge, 2001.
  14. Emerson J. New Social Entrepreneurs: The Success, Challenge and Lessons of Non-Profit Enterprise Creation / J. Emerson, F. Twersky. San Francisco: Roberts Foundation, 1996.
  15. Emerson J. Moving ahead Together: Implications of a Blended Value Framework for the Future of Social Entrepreneurship. Social Entrepreneurship, New Models of Sustainable Social Change / J. Emerson. Oxford: Oxford University Press, 2006.
  16. Gartner W. B. A conceptual framework for describing the phenomenon of new venturecreation / W. B. Gartner // Academy of Management Review. 1985. Vol. 10. No 4. Pp. 696-706. DOI: 10.5465/amr.1985.4279094
  17. Hulgard L. Social entrepreneurship and the mobilization of social capital in European social enterprises / L. Hulgard, R. Spear // Social Enterprise at the Crossroads of Market, Public and Civil Society / M. Nyssens (ed.). London: Routledge, 2006.
  18. Johnson S. Literature review on social entrepreneurship / S. Johnson // Working Paper. Canadian Center for Social Entrepreneurship, 2000. Pp. 1-16. 
  19. Kerlin J. Social enterprise in the United States and abroad: learning from our differences / J. Kerlin // ARNOVA Occasional Paper Series: Researchon Social Entrepreneurship: Understanding and Contributing to an Emerging Field. 2006. No 1 (3). Pp. 105-125. DOI: 10.1007/s11266-006-9016-2
  20. Mair J. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight / J. Mair, I. Martí // Journal of World Business. 2006. No 41 (1). Pp. 36-44. DOI: 10.1016/j.jwb.2005.09.002
  21. Massarsky C. Coming of age: social enterprise reaches its tipping point. Research on social entrepreneurship / C. Massarsky // ARNOVA Occasional Paper Series. 2006. Vol. 1. No 3. Pp. 67-88.
  22. Nicholls A. Social entrepreneurship: the structuration of a field / A. Nicholls, A. Cho // Social Entrepreneurship: New Models of Sustainable Social Change / A. Nicholls (ed.). New York: Oxford University Press, 2006. Pp. 99-118.
  23. Nyssens M. Social Enterprise: At the Crossroads of Markets, Public Policies and Civil Society / M. Nyssens (ed.). London: Routledge, Taylor Francis Group, 2006. DOI: 10.4324/9780203946909
  24. Reis T. Unleashing new resources and entrepreneurship for the common good: a philanthropic renaissance / T. Reis, S. Clohesy // New Directions of Philanthropic Fundraising. 2001. No 32. Pp. 109-144. DOI: 10.1002/pf.3206
  25. Salamon L. Global Civil Society; Dimensions of the Nonprofit Sector / L. Salamon, S. Sokolowski. Bloomfield, CT: Kumarian Press, 2004.
  26. Social Entrepreneurs: The World’s Best Bet for Solving Pressing Global Problems. 2015. URL: http://skoll.org/about/approach/ (дата обращения: 01.03.2018). 
  27. Spear R. Tackling Social Exclusion in Europe. The Contribution of the Social Economy / R. Spear, J. Defourny, L. Favreau, J.-L. Laville. Aldershot: Ashgate, 2001.
  28. Weerawardena J. Investigating social entrepreneurship: a multidimensional model / J. Weerawardena, G. Mort // Journal of World Business. 2006. Vol. 41. No 1. Pp. 21-35. DOI: 10.1016/j.jwb.2005.09.001
  29. Zahra S. A Typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges / S. Zahra, E. Gedajlovic, D. Neubaum, J. Shulman // Journal of Business Venturing. 2009. No 24 (5). Pp. 519-532. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2008.04.007
  30. Zahra S. Globalization of social entrepreneurship opportunities / S. Zahra, H. Rawhouser, N. Bhawe, D. Neubaum, J. Hayton // Strategic Entrepreneurship Journal. 2008. No 2 (2). Pp. 117-131. DOI: 10.1002/sej.43