Особенности и противоречия формирования профессиональной идентичности современных молодых преподавателей вуза

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Особенности и противоречия формирования профессиональной идентичности современных молодых преподавателей вуза


Для цитирования: Нидергаус Е. О. Особенности и противоречия формирования профессиональной идентичности современных молодых преподавателей вуза / Е. О. Нидергаус, Л. Н. Банникова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 1. С. 50-59. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-1-50-59

Об авторах:

Нидергаус Елена Олеговна, старший преподаватель кафедры социологии и ТГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); e.o.nidergaus@urfu.ru

Банникова Людмила Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и ТГМУ, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); urfu.bannikova@bk.ru

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования профессиональной идентичности молодого преподавателя в условиях трансформации академической среды. Доказано, что современное поколение молодых преподавателей существует в конфликтном социально-культурном и профессиональном пространстве. Одна плоскость анализа — трансформация академической среды как места работы, конфликт двух типов университетских культур: традиционной, «профессорской», ориентированной на гуманитарные ценности, и корпоративной с базовыми экономическими ценностями. Другая плоскость анализа — размытость социальной идентификации современной молодежи, в том числе и «молодых взрослых», современного поколения молодых преподавателей вуза. Результаты исследования позволили выявить особенности формирования профессиональной идентичности молодых преподавателей. Наиболее существенной особенностью профессиональной идентичности молодого преподавателя можно считать восприятие социально-значимой профессии преподавателя высшей школы не как призвания, а как инструмента достижения желаемого уровня и образа жизни.

Список литературы:

  1. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности / Г. Е. Зборовский. Екатеринбург, 2009. С. 68.
  2. Магура М. И. Организационная приверженность / М. И. Магура, М. Б. Курбатова // Управление персоналом. 2001. № 6. С. 19-25.
  3. Формирование инженерной элиты индустриального региона: социологический анализ / под. ред. Л. Н. Банниковой, Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург, 2013. 216 с.
  4. Affum-Osei E. Relationship between organizational commitment and demographic variables: evidence from a Commercial Bank in Ghana / E. Affum-Osei, E. Acquaah, P. Acheampong // American Journal of Industrial and Business Management. 2015. No 5. Рp. 769-778. DOI: 10.4236/ajibm.2015.512074
  5. Becker H. S. Notes on the concept of commitment / H. S. Becker // American Journal of Sociology. 1960. Vol. 66. No 1. Pp. 32-40. DOI: 10.1086/222820
  6. Lipponen J. Organizational Identifications: Antecedents and Consequences of Identifications in a Shipyard Context / J. Lipponen. Helsinki: Department of Social Psychology, University of Helsinki, 2001.
  7. Meyer J. P. Testing the “Side-Bet Theory” of organizational commitment: some methodological considerations / J. P. Meyer, N. J. Allen // Journal of Applied Psychology. 1984. Vol. 69. No 2. Pp. 372-378. DOI: 10.1037//0021-9010.69.3.372
  8. Meyer J. A Three-component conceptualization of organizational commitment / J. Meyer, N. Allen // Human Resource Management Review. 1991. Vol. 1. No 1. Pp. 61-89. DOI: 10.1016/1053-4822(91)90011-Z