Выпуск:
2019. Том 5. №1Об авторах:
Андрианова Елена Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (г. Тюмень); e.v.andrianova@utmn.ru; ORCID: 0000-0002-7769-9206Аннотация:
Авторами представлен передний край экономико-социологической науки: анализ новых идей в контексте теоретизации как явления в работах американского экономического социолога Ричарда Сведберга.
В данной статье представлены новые идеи Р. Сведберга как одного из ныне живущих великих классиков, который внес особый вклад в дело институционализации современной экономической социологии, осуществив теоретический прорыв в этой науке. 29 января 2016 г. Р. Сведберг получил почетную докторскую степень на факультете социальных наук Уппсальского университета (Uppsala University) «за разработку того, насколько полезной может быть работа классических мыслителей в понимании современного общества». В своих работах 2018 г. Сведберг делает акцент на решении современных методологических проблем в социальных науках, обращая внимание на эвристику и теоретизирование как работу над собой, на встраивание и использование исследовательских и поисковых эмпирических работ в социальных науках, разбирает проблемы «спекуляции» в исследованиях социальных наук, переосмысливает «ценности на бумаге, в голове и в действии». В рамках данной статьи были проанализированы ключевые идеи Р. Сведберга («Прежде теории идет теоретизирование, или как сделать социальные науки интереснее», «Как вы визуализируете теорию? Или как использовать визуальное мышление в теоретических картинах, теоретизирующих диаграммах и визуальных набросках», «Роль чувств и знаков в экономике»), в которых актуализируется проблематика собственно процесса теоретизирования, а также рассматривается визуализация данных в социальных науках как инструмент теоретизирования, поднимаются вопросы необходимости обучения теоретизированию. Исходя из того, что теоретизация представляет собой повышение роли научного знания, Сведберг представляет сам процесс разработки и конструирования теории. Современная проблематика заключается в необходимости изменения практического подхода как к самому процессу теоретизирования, так и к его методам и используемым инструментам.
Ключевые слова:
Список литературы: