Компетентностный подход в юридическом образовании РФ: проблемы и перспективы

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №4

Название: 
Компетентностный подход в юридическом образовании РФ: проблемы и перспективы


Для цитирования: Глебов А. Н. Компетентностный подход в юридическом образовании РФ: проблемы и перспективы / А. Н. Глебов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 4. С. 157-168. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-4-157-168

Об авторе:

Глебов Андрей Николаевич, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и уголовного права, Курганский государственный университет; gleban78@mail.ru

Аннотация:

Перед юридическим образованием стоят сложные задачи в сфере подготовки юридических кадров: выпускники юридических факультетов должны иметь фундаментальные правовые знания, при этом обладать практическими навыками, развитым инновационным мышлением и исследовательским подходом при выполнении профессиональных функций. Инструментом решения этих задач становится компетентностный подход.

Цель исследования заключается в изучении практики реализации компетентностного подхода в юридическом образовании, в установлении недостатков и проблем применения, в оценке степени его воплощения в образовательном процессе и поиске путей совершенствования данной образовательной технологии.

В качестве метода исследования выступает сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «юриспруденция», учебных планов, учебно-методической документации, практики образовательного процесса на юридических факультетах.

В результате исследования сделаны следующие выводы. В федеральных государственных образовательных стандартах по направлению «юриспруденция» отсутствует корреляция между учебными дисциплинами и компетенциями, а также в них не содержатся показатели и критерии оценки уровня сформированности компетенций. Это создает сложности при разработке учебно-методической документации, препятствует оформлению единого образовательного пространства. Текущая и итоговая аттестация студентов направлены на проверку знаний и в меньшей степени умений и навыков, в качестве инструментов контроля продолжают доминировать традиционные билеты, тесты, что не отвечает содержанию компетентностного подхода. Преподаватели юридических вузов не в достаточной мере владеют методами преподавания, соответствующими компетентностной парадигме, присутствует низкая мотивация преподавателя использовать активные методы обучения, направленные на формирование компетенции. Система нормирования и оплаты труда преподавателей в настоящее время не учитывает возросшие трудозатраты в связи с переходом на компетентностную парадигму. В целом в настоящее время вузы осуществили формальный переход на компетентностную парадигму, в организации образовательного процесса произошли внешние, минимальные изменения, не затронувшие его сущностных, содержательных уровней.

Список литературы:

  1. Кондрашев А. А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы / А. А. Кондрашев // Lex Russica. 2018. № 1 (134). С. 144-155. 
  2. Моисеева Е. Юридическое образование в России: анализ количественных данных / Е. Моисеева. URL: http://www.enforce.spb.ru/products/papers/7127-analiticheskij-obzor-yuridicheskoe-obrazovanie-v-ross... (дата обращения: 15.10.2018). 
  3. Поликарпова М. Ж. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности юриста к профессиональной деятельности / М. Ж. Поликарпова // Апробация. 2015. № 12 (39). С. 122-125. 
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26, 28 (июнь). 
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14 (апрель). 
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210457 (дата обращения: 15.10.2018). 
  7. Профессиональная подготовка юристов и запрос к высшему юридическому образованию. Предварительные выводы исследования: «Юридическое образование в России: поиск новых стандартов качества». URL: http://pilnet.ru/news/5-publications/184-legal-education_new-qualitystandards.html (дата обращения: 15.10.2018). 
  8. Семитко А. П. Проблемы подготовки юристов в контексте новых образовательных стандартов / А. П. Семитко // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 124-130. 
  9. Соловьева Н. А. Компетентностный подход в юридическом образовании: проблемы и перспективы / Н. А. Соловьева, В. М. Шинкарук // Вестник Волгоградского государственного университета. 2013. Серия 6. Вып. 14. С. 42-49. 
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. Ч. 1. Ст. 7598. 
  11. Щербакова А. Г. Компетентностный подход в российской системе высшего образования / А. Г. Щербакова, А. С. Союнов // Электронный научно- методический журнал Омского государственного аграрного университета. 2017. № 3 (10). URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00458.pdf. ISSN 2413-4066.