Факторы развития негосударственных поставщиков социальных услуг: мотивация труда специалистов

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №4

Название: 
Факторы развития негосударственных поставщиков социальных услуг: мотивация труда специалистов


Для цитирования: Старшинова А. В. Факторы развития негосударственных поставщиков социальных услуг: мотивация труда специалистов / А. В. Старшинова, С. Н. Панкова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 4. С. 62-77. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-4-62-77

Об авторах:

Старшинова Алевтина Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведущая кафедрой, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); a.v.starshinova@urfu.ru

Панкова Светлана Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); s.n.pankova@urfu.ru

Аннотация:

В статье представлены результаты сравнительного анализа мотивов трудовой деятельности специалистов государственных и негосударственных организаций (общественных, некоммерческих организаций, социальных предпринимателей), предоставляющих социальные услуги населению. Изучение мотивации труда работающих в негосударственных организациях социального обслуживания дает представление об их включенности в реформирование социальной сферы, формирование полисубъектной среды поставщиков социальных услуг, что будет способствовать повышению качества услуг, отвечать на все более сложные и многообразные запросы населения. По специально разработанной анкете, включающей 23 вопроса, был проведен социологический опрос (N = 141), в выборку которого вошли сотрудники 5 государственных и 6 негосударственных учреждений, с различным уровнем образования, стажем работы, возрастом. По результатам опроса выявлено, что трудовая мотивация работников социальных учреждений определяется комплексом факторов, связанных с содержанием, условиями труда, общественным значением их трудовой деятельности. Вступая в новые условия деятельности, государственные социальные учреждения обладают преимуществами, связанными с профессиональным типом работников, но их трудовая мотивация характеризуется неготовностью отвечать на новые вызовы социальной действительности. Сотрудники негосударственных организаций, в частности общественных организаций и некоммерческих организаций, мотивированы возможностями творческой деятельности, саморазвития и самореализации, проявляют готовность к более эффективной и результативной работе, связанной с помощью общественным группам, в интересах которых они действуют. Социальные предприниматели, проявляя больше, чем другие участники социального обслуживания, материальную заинтересованность, нуждаются также в общественном признании своего труда, их трудовые мотивы связаны с установками на взаимодействие с другими поставщиками социальных услуг. Мотивация работников негосударственных организаций, высокая заинтересованность в повышении их социальной роли выступает условием их развития как полноправных участников новых отношений в сфере социальных услуг, отвечающих общественным ожиданиям.

Список литературы:

  1. Бакетин П. Т. Понятие мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов / П. Т. Бакетин. М.: Лаборатория книги, 2012. 144 с. 
  2. Дорожная карта «Расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере». URL: http://www.asi.ru/npi/social/ (дата обращения: 31.10.2018). 
  3. Дрожжин Л. П. Мотивация и стимулирование деятельности человека в менеджменте / Л. П. Дрожжин. М.: Лаборатория книги, 2012. 154 с. 
  4. Еферина Т. В. Механизмы повышения качества социальных услуг: разгосударствление сферы социального обслуживания населения / Т. В. Еферина, В. О. Лизунова, Д. В. Просянюк // Социальное обслуживание. 2014. № 2. С. 15-25. 
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 512 с. 
  6. Информационная система «Социальное обслуживание населения». URL: http://185.68.101.148:7778/sonsvd/orglist.jsp (дата обращения: 22.10.2018). 
  7. Комаров Е. И. Управление эффективностью социальных учреждений: учебно- практическое пособие / Е. И. Комаров, Н. Н. Стрельникова, И. В. Малофеев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. 304 с. 
  8. Мешков Н. И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. 2015. Том 19. № 1 (78). С. 37-43. 
  9. Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство благосостояния / П. Розанваллон. М.: Ad Marginem, 1997. 188 с. 
  10. Социальное обслуживание населения. Региональная автоматизированная система управления предоставлением государственных услуг в сфере социального обслуживания населения. URL: http://37.79.247.28:7778/sonsvd/title.jsp (дата обращения: 10.03.2017). 
  11. Степанова Д. Роль социального предпринимательства в процессе разгосударствления социальных услуг / Д. Степанова. URL: https://pandia.ru/text/80/605/23572.php (дата обращения: 31.10.2018).
  12. Старшинова А. В. Нематериальная мотивация развития медицинского центра: исследование организационной культуры / А. В. Старшинова, С. Н. Панкова, С. И. Блохина, Е. А. Гоголева, Т. Я. Ткаченко // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2015. № 3 (54). С. 12-19. 
  13. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». 
  14. Шапиро С. А. Концепции управления человеческими ресурсами: учебное пособие / С. А. Шапиро, Е. К. Самраилова, О. В. Баландина, А. Б. Вешкурова. М.: Директ-Медиа, 2015. 340 с. 
  15. Шапиро С. А. Циклическая концепция мотивации труда / С. А. Шапиро // Труд и социальные отношения. 2012. № 6. С. 21-28. 
  16. Шаховой В. А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. 4-е изд. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 224 с. 
  17. Esping-Andersen G. The Three Worlds Welfare Capitalism / G. Esping-Andersen. Cambridge, 1990. 
  18. Fisher E. A. Motivation and Leadership in Social Work Management: A Review of Theories and Related Studies / E. A. Fisher // Administration in Social Work. 2012. Vol. 33. Pp. 347-367.