Конституционная концепция региональной политики в Российской Федерации

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Конституционная концепция региональной политики в Российской Федерации


Для цитирования: Авдеев Д. А. Конституционная концепция региональной политики в Российской Федерации / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 3. С. 152-163. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-3-152-163

Об авторе:

Авдеев Дмитрий Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; ronner@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4303-3614

Аннотация:

Проблемы развития федерализма предполагают эволюционирование отношений между федеральным центром и субъектами, в основе взаимоотношений которых лежат заложенные в конституции принципы и параметры их взаимодействия и сотрудничества. Современное состояние развития федеративных отношений характеризуется стагнацией. Особую значимость приобретают вопросы экономического процветания и развития социальной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, взаимодействие федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления и разграничение полномочий между ними.

Все это говорит о необходимости выработки четкой концепции региональной политики в Российской Федерации, в основе которой должны лежать стратегические векторы развития модели отечественного федерализма. С момента принятия Конституции Российской Федерации Президентом издавались указы 1996 и 2017 гг., устанавливающие основы региональной политики с учетом политической обстановки соответствующего периода их принятия.

На основе анализа данных президентских указов автор статьи приходит к выводу о необходимости разработки доктринальной обоснованной концепции региональной правовой политики в Российской Федерации. При этом сама региональная политика должна исходить из норм и положений, установленных Конституцией Российской Федерации, что, в свою очередь, требует внесение в нее соответствующих изменений и дополнений.

Подобная концепция правовой политики будет направлена на гармонизацию социальных процессов в субъектах Российской Федерации, на стабилизацию и выравнивание социально-экономический и политико-правовой ситуации в целом по стране за счет сбалансированного и взвешенного подхода к решению важных стратегических задач в соответствии с положениями основ конституционного строя.

Список литературы:

  1. Авдеев Д. А. Конституционализация юридического мышления граждан как условие обеспечение прав человека / Д. А. Авдеев // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3.
  2. Авдеев Д. А. Республиканский монократизм или конституционализация российской формы правления / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. № 3. С. 54-62.
  3. Безруков А. В. Конституционализация правопорядка: сущность, реализация, условия / А. В. Безруков // Российская юстиция. 2016. № 5.
  4. Демидов М. В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса / М. В. Демидов // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1.
  5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 08.10.2012 № ЗАМ-26/01. М., 2012. С. 262.
  6. Кравец И. А. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики) / И. А. Кравец // Журнал российского права. 2003. № 11.
  7. Крусс В. И. Конституционализация права: основы теории / В. И. Крусс. М.: Норма; Инфра-М, 2016.
  8. Малько А. В. Теория правовой политики: монография / А. В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2012.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.
  10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 4. Ст. 637.