Конституционно-правовые инструменты управления этническим многообразием в многонациональных федерациях

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Конституционно-правовые инструменты управления этническим многообразием в многонациональных федерациях


Для цитирования: Мочалов А. Н. Конституционно-правовые инструменты управления этническим многообразием в многонациональных федерациях / А. Н. Мочалов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 3. С. 136-151. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-3-136-151

Об авторе:

Мочалов Артур Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, Уральский государственный юридический университет (г. Екатеринбург); artur.mochalov@usla.ru

Аннотация:

Рассматриваются сложившиеся в практике многонациональных федеративных государств основные инструменты управления этническим многообразием и особенности их конституционно-правового регулирования. В то время как большая часть современных работ по данной проблематике направлены на критику многонационального (или этнического) федерализма как такового или, напротив, на его оправдание, целью предлагаемой статьи является описание и краткий анализ инструментов, наиболее часто используемых в многонациональных федерациях для встраивания (аккомодации) различных этнических общностей в единое политико-правовое пространство. В числе таких инструментов автор выделяет следующие: признание правосубъектности и коллективных прав этнических общностей; языковые права и языковая политика; представительство этнических общностей в органах публичной власти; разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами; «позитивная дискриминация»; консультативные органы, ассоциации и национально-культурные автономии; юридическое признание обычаев и традиционной социальной организации отдельных этнических общностей, проживающих в границах определенного субъекта федерации.

На основе сравнительно-правовой методологии автор рассматривает особенности закрепления данных инструментов в конституциях отдельных многонациональных государств, как Бельгия, Индия, Испания, Канада, Россия, Швейцария, Эфиопия, Южно-Африканская Республика. Делается вывод, что рассматриваемые инструменты используются с одной стороны в целях сохранения идентичности этнокультурных общностей, их языков и традиций, с другой стороны — на их интеграцию в общественную и государственную жизнь, преодоление диспропорций в развитии регионов, населенных различными этническими группами, снижение уровня межэтнической напряженности. Также в работе приводится авторское понимание категории «многонациональная федерация».

Список литературы:

  1. Авдеев Д. А. Современные проблемы российского федерализма / Д. А. Авдеев // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6. С. 243-246.
  2. Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма / М. В. Глигич-Золотарева. М.: Юристъ, 2006. 422 c.
  3. Добрынин Н. М. Историко-методологические предпосылки построения модели нового российского федерализма / Н. М. Добрынин // Российский юридический журнал. 2003. № 4. С. 26-32.
  4. Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств  в общественно-политической жизни с пояснительными примечаниями. 1999. URL: https://www.osce.org/ru/hcnm/30337?download=true
  5. Мартьянов В. С. Риторика идентичности в условиях модерна: кому выгодно? / В. С. Мартьянов // Социум и власть. 2011. № 4. С. 61-65.
  6. Осипов А. Г. Автономия, меньшинства и мультикультурализм: в чем смысл «управления многообразием»? / А. Г. Осипов // Мир России. 2008. № 1. С. 102-121.
  7. Осипов А. Г. Эссенциалистские представления об этничности в системе преподавания правовых специальностей / А. Г. Осипов // Расизм в языке образования. СПб.: Алтейя, 2008. С. 140-169.
  8. Празаускас А. А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации / А. А. Празаускас // Полис. 1997. № 2. С. 95-105.
  9. Старостина И. А. Политико-правовые проблемы этнического федерализма на пути формирования стратегии национального развития России: конституционно-правовые аспекты / И. А. Старостина // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 47-49.
  10. Тишков В. А. Полиэтническое общество и государство: понимание и управление культурным разнообразием / В. А. Тишков // Кризис мультикультурализма  и проблемы национальной политики / под ред. М. Б. Погребинского, А. К. Толпыго. М.: Весь мир, 2013. С. 144-194.
  11. Фарукшин М. Х. Институциональные основы этнических федераций / М. Х. Фарукшин // Полис. 2017. № 2. С. 103-107.
  12. Филиппов В. Р. Критика этнического федерализма / В. Р. Филиппов. М.: ЦЦРИ РАН, 2003. 379 с.
  13. Хабриева Т. Я. Современные проблемы самоопределения этносов. Сравнительно-правовое исследование / Т. Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2010. 288 с.
  14. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict / D. Horowitz. Berlkey: University of California Press, 1985. 707 p.
  15. Kymlicka W. Multicultural Odysseys. Navigating the New International Politics of Diversity / W. Kymlicka. New York: Oxford University Press, 2007. 374 p.
  16. Lijphart A. Consociational Democracy / A. Lijphart // World Politics. 1969. Vol. 21. No. 2. Pp. 207-225. DOI: 10.2307/2009820
  17. McGarry J. Integration or Accommodation? The Enduring Debate in Conflict Regulation / J. McGarry, B. O’Leary, R. Simeon // Constitutional Design for Divided Societies: Integration or Accommodation? / ed. by S. Choudhry. New York: Oxford University Press, 2008. Pp. 41-88.
  18. Reddy B. J. Indra Sawhney Etc. Etc vs Union Of India And Others, Etc. ... on 16 November, 1992 / B. J. Reddy. AIR 1993 SC 477, 1992 Supp 2 SCR 454.
  19. Tillin L. United in Diversity? Asymmetry in Indian Federalism / L. Tillin // Publius. 2007. Vol. 37. No. 1. Pp. 45-67. DOI: 10.1093/publius/pjl017
  20. Watts R. Multinational Federations in Comparative Perspective / R. Watts // Multinational Federations / ed. by M. Burgess, J. Pinder. L. / N.Y.: Routledge, 2007. Pp. 225-247.