Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Мотивационные факторы конкурентоспособности работающей молодежи


Для цитирования: Мельник В. В. Мотивационные факторы конкурентоспособности работающей молодежи / В. В. Мельник // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 3. С. 105-119. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-3-105-119

Об авторе:

Мельник Владимир Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; v_v_melnik@mail.ru

Аннотация:

Статья рассматривает междисциплинарные подходы к пониманию конкуренции и конкурентоспособности, которые позволяют выявить их личностные социально-психологические и социологические соотношения и взаимосвязь. На сущностном уровне в рамках концепции «коллективного ментального программирования» Г. Хофштеде и СКГ (социально-культурного генотипа) анализируется «мотивационный стимул» конкурентоспособности на уровнях «квази», «рацио», «гипер», «избегания» и «саморазвития». Разнообразие мотивационных стимулов определяется как большим вниманием общества и государства к современным проблемам конкуренции, так и необходимостью ее воплощения на организационном уровне. В статье анализируются исследовательские стратегии, ценностные аспекты сущностного воплощения конкурентоспособности и роль в этом процессе социокультурного генотипа личности. Проводится эмпирический анализ уровня «субъектного» развития конкуренции (отраслей и организаций) по результатам разведывательного исследования конкурентоспособности работающей молодежи Тюменской области.

Список литературы:

  1. Амосов Н. А. Реальности, идеалы и модели / Н. А. Амосов // Наука и жизнь. № 5. 1989. С. 65-73. 
  2. Власюк Г. В. Особенности социальной конкурентоспособности / Г. В. Власюк // Вопросы психологии и воспитания. № 1. 2013. С. 173-180. 
  3. Дилигенский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. № 3. 1990. С. 31-45.
  4. Луговой А. А. Особенности русского культурного архетипа / А. А. Луговой // Социология и общество: Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». Санкт-Петербург, 2000. С. 280-281.
  5. Справочник для техникумов Министерства нефтяной промышленности СССР. Миннефтепром СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт организации, управления и экономики Нефтегазовой промышленности. Научно-методический центр. М.: ВНИИОЭНГ, 1988. 19 с.
  6. Справочное пособие по структуре институтов и факультетов повышения квалификации руководителей и специалистов Главтюменнефтегаза в системе Министерства нефтяной промышленности. Тюмень: Главтюменнефтегаз, ЦНИС, 1989. 47 с.
  7. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285796/
  8. Хазова С. А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография / С. А. Хазова. Майкоп, 2011. 371 с.
  9. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В. А. Ядов. 2-е изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с. 
  10. Hofstede G. Cultures and Organizations — Software of the Mind: Intercultural Cooperation and Its Importance for Survival / G. Hofstede. London: Harper Collins Publishers, 1994. 279 р.
  11. Klyueva O. A. Сompetitiveness of Personality as a Psychological Phenomenon: The Content of the Construct and Its Typology / O. A. Klyueva // Psychology in Russia: State of the Art. Vol. 9. Iss. 2. 2016. Рр. 151-166. DOI: 10.11621/pir.2016.0212
  12. Reeve J. Understanding Motivation and Emotion / J. Reeve. John Wiley, 2009.
  13. Ryckman R. M. Considering Competition Avoidant Individuals Via the Big Five Model / R. M. Ryckman, B. Thornton, J. A. Gold, Sh. Collier // Current Research in Psychology. Vol. 2. 2011. Pp. 108-114. DOI: 10.3844/crpsp.2011.108.114