Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Проблемы формирования читательской культуры современных школьников


Для цитирования: Батырева М. В. Проблемы формирования читательской культуры современных школьников / М. В. Батырева, А. И. Попова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 3. С. 71-85. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-3-71-85

Об авторах:

Батырева Мария Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.v.batyreva@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-6588-5469

Попова Анастасия Ивановна, студент, магистерская программа «Социология управления», Тюменский государственный университет; popova.a.i.94@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена вопросам формирования читательской культуры современных школьников, что является актуальным в условиях усиления влияния на социализацию молодого поколения аудиовизуальных источников информации и утраты книгой своего места в этом процессе. В статье проанализирован опыт исследований читательской культуры учащихся, а также представлены результаты авторского исследования, включающего в себя анкетный опрос школьников и опрос экспертов — педагогов и сотрудников библиотек города.

Анализ результатов отечественных исследований показывает, что читательская культура молодого поколения формируется сегодня скорее стихийно, ее состояние не соответствует требованиям современности, а управляющие воздействия, нацеленные на формирование культуры чтения школьников, не приводят к желаемым результатам: качество чтения учащихся снижается, интернет и компьютерные игры вытесняют книгу из их досуга.

Основные проблемы в управлении формированием читательской культуры школьников, выявленные в ходе исследования, состоят в потере библиотекой своего места в жизни школьников; замене источников поиска информации на некнижные; неконтролируемом влиянии на чтение школьников читательской моды; нежелании большинства учащихся принимать участие в мероприятиях, проводимых в школах и библиотеках, отсутствии интереса к ним.

Проведенное исследование позволило определить уровень читательской культуры современных школьников, выделить основные проблемы, возникающие в процессе ее формирования, и разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию комплекса мероприятий, реализуемых в этой области в школах и библиотеках с учетом особенностей социализации школьников, процессов информатизации и приверженности к Интернету, феномена престижа чтения в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Аскарова В. Я. Чтение молодежи: от моды — к жизненной стратегии / В. Я. Аскарова; ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России): сборник статей. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. С. 56-66. 
  2. Галактионова Т. Г. Поддержка чтения — национальный приоритет в области развития культуры / Т. Г. Галактионова // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. URL: http://galaktionova_6_07_57_61.pdf (дата обращения: 13.08.18).
  3. Голубева Н. Л. Институт семейного чтения: исторические предпосылки и перспективы развития / Голубева Н. Л. // Школьная библиотека — территория детства: сборник материалов. М.: Изд–во Русской школьной библиотечной ассоциации, 2011. С. 48-61. 
  4. Дубин Б. В. Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. С. 80. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/chtenie_v_rossii–2008.pdf (дата обращения: 12.08.2018).
  5. Мелентьева Ю. П. Некоторые современные тенденции в чтении молодых россиян: по материалам нового исследования / Ю. П. Мелентьева // Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения. М.: Российская школьная библиотечная ассоциация, 2009. С. 218-238.
  6. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность: научное издание / Ю. П. Мелентьева; РАН, Научный совет «История мировой культуры», Научный центр исследования книжной культуры при академиздатцентре «Наука». М.: Наука, 2013. С. 180. 
  7. Мухаметшина Р. Ф. «Экранное чтение» как одно из направлений формирования читательской культуры школьников / Р. Ф. Мухаметшина, Е. В. Александрова // Читательская культура в современном обществе: формирования и социально-педагогическая поддержка: в 2-х ч. М.: Совпадение, 2017. Ч. 1. С. 111-115. 
  8. Основные результаты международного исследования PISA–2012. URL: http://www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/news/PISA%202012_results.pdf (дата обращения: 5.08.2018). 
  9. Основные результаты международного исследования PISA–2015. URL: http://36edu.ru/DocLib3/Docs/PISA2015.pdf (дата обращения: 5.08.2018).
  10. Откидач Е. В. Развитие читательской культуры студентов в условиях университетского комплекса: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е. В. Откидач. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2001. С. 18. 
  11. Плотников С. Н. Читательская культура в России / С. Н. Плотников. М.: Homo legens, 1999. С. 272. 
  12. Пономарёва Н. В. Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н. В. Пономарёва. Ленинград: Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской, 1984. URL: http://www.dissland.com/catalog/formirovanie_chitatelskoy_kulturi_liderov_chteniya_yunoshestva.html (дата обращения: 26.08.2018).
  13. Самохина М. М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог: Практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать / М. М. Самохина. М.: Российская государственная юношеская библиотека, 2008. С. 194. 
  14. Самохина М. А. Чтение молодежи: XXI век (по результатам исследований 2001-2011 гг.) / М. А. Самохина. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338 (дата обращения: 7.08.2018).
  15. Самохина М. М. Некоторые читательские и библиотечные характеристики респондентов / М. М. Самохина // Социолог и психолог в библиотеке. РГБД, 2012. № 8. С. 32-66.
  16. Стефановская Н. А. Читательская аудитория XXI века: параметры стратификации (опыт регионального исследования) / Н. А. Стефановская; науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова // Чтение. XXI век: коллективная монография. Челябинск: Изд-во Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2014. С. 95-108.
  17. Читать или не читать: результаты всероссийского опроса ВЦИОМ-Спутник, 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116580 (дата обращения: 10.08.2018).
  18. Чудинова В. П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции / В. П. Чудинова; ред. сост. В. Я. Аскарова // Чтение. XXI век: коллективная монография. Челябинск: Изд–во Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2014. С. 108-124.
  19. Чушкина С. Е. О подходах к определению понятия «Читательская культура» / С. Е. Чушкина // Вестник Башкирского университета. 2015. Том 20. № 2. С. 600-604.