Репрезентации социального предпринимательства: от бизнеса в социальной сфере к общественному участию

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Репрезентации социального предпринимательства: от бизнеса в социальной сфере к общественному участию


Для цитирования: Негруль С. В. Репрезентации социального предпринимательства: от бизнеса в социальной сфере к общественному участию / С. В. Негруль // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 3. С. 22-42. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-3-22-42

Об авторе:

Негруль Светлана Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет; svetlight@bk.ru

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена важностью роли социального предпринимателя в определении путей решения социальных проблем с опорой на сетевые взаимосвязи гражданского общества. Социальный предприниматель способен стать новым субъектом социальных преобразований, что акцентируется в рамках активистского подхода. Новые практики актуализируют проблему встраивания социально-предпринимательской группы в общественную структуру и признания ее в качестве социально-значимой общности.

В статье рассматриваются особенности репрезентаций социального предпринимательства в интернет-пространстве региона. Определены репрезентации его роли в деле социального преобразования. В качестве метода использован дискурс-анализ материалов, размещенных в интернет-СМИ и на официальных и специализированных сайтах о малом и среднем бизнесе Томской области. В ходе проведения дискурсивного анализа автор опирался на постструктуралистскую теорию Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н.  Фэркло. Предметом дискурс-анализа послужили тексты и видео-материалы, размещенные в сети Интернет за период с 2012 по 2018 гг. (всего 98 источников).

Структурирование образа социального предпринимательства основывалось на выявлении следующих смысловых единиц анализа: 1) смыслов «социального» и «предпринимательского» в деятельности субъекта; 2) характера идентификаций; 3) особенностей производимой социальными предпринимателями ценности.

На основе анализа текстов были выявлены следующие образы: социальное предпринимательство как социальный бизнес, социальное служение и социальное новаторство. Последний образ больше всего нацелен на социальные преобразования, однако он представлен фрагментарно и обладает недостаточной способностью порождать доверие других участников коммуникации за счет присутствия в дискурсе негативных идентичностей, контекста несерьезности и метафор исключения.

Список литературы:

  1. Анисимова М. О проблеме особенных детей / М. Анисимова // Томские новости +. 25.11.2011. URL: http://tomsk-novosti.ru/marina-anisimova-o-probleme-osobenny-h-detej/ (дата обращения: 22.11.2017).
  2. Афанасьева А. Йоханна Халлин, фонд Reach for Change: Социальный предприниматель не должен бояться слова «нет» / А. Афанасьева, А. Жидкая // Томский обзор. 21.11.2012. URL: https://obzor.westsib.ru/article/378843/ (дата обращения: 22.11.2017).
  3. Бизнесу откроют доступ к социальной сфере // Сайт «Малый и средний бизнес г. Томска». 17.10.2014. URL: http://mb.admin.tomsk.ru/node/8303/ (дата обращения: 22.11.2017).
  4. Выступление О. В. Козловской на 8-м собрании Законодательной Думы Томской области // Официальный сайт Законодательной Думы Томской области. URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/21891/ (дата обращения: 22.11.2017).
  5. Годовой отчет 2015 г. Лидеры мнений // Официальный сайт Фонда «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru/otchet/20141/ (дата обращения: 22.11.2017).
  6. Лосева К. Может ли бизнес зарабатывать добрыми делами? (круглый стол) / К. Лосева // Томские новости +. 07.10.2011. URL: http://tomsk-novosti.ru/143239/ (дата обращения: 22.11.2017).
  7. Мацковская А. Большие возможности. Как областной конкурс молодежных соцпроектов помогает проявить себя и изменить мир / А. Мацковская, П. Щедрина // Томский обзор. 14.12.2015. URL: http://obzor.westsib.ru/article/469705/ (дата обращения: 22.11.2017).
  8. Негруль С. В. Проблема конструирования социального предпринимательства как перформативного феномена: конкуренция смыслов и ценностей в дискурсе ключевых стейкхолдеров / С. В. Негруль, В. В. Кашпур, А. А. Барышев // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. C. 5-13. DOI: 10.17223/15617793/429/11
  9. Серебрякова Е. Как Роман Казаков: как научить сибиряков есть суши, персонал — зарабатывать деньги, а бизнесменов — заниматься благотворительностью / Е. Серебрякова // Томский обзор. 12.07.2012. URL: https://obzor.westsib.ru/article/371526 (дата обращения: 22.11.2017).
  10. Тайлашева Е. Роман Казаков. Бойся комфорта! / Е. Тайлашева // Томские новости +. 15.06.2015. URL: http://tomsk-novosti.ru/roman-kazakov-bojsya-komforta/ (дата обращения: 14.01.2018).
  11. Томский коллайдер соберет социальных предпринимателей // Городской портал tomsk.ru. 27.05.2015. URL: http://www.tomsk.ru/news/view/102753 (дата обращения: 22.11.2017).
  12. Фаткулина Е. Фонд «Навстречу переменам»: может ли социальное предпринимательство приносить деньги? Интервью с Татьяной Бурмистровой, председателем управляющего совета фонда «Навстречу переменам» / Е. Фаткулина // Томский обзор. 04.03.2016. URL: https://obzor.westsib.ru/ article/478312/ (дата обращения: 22.11.2017).
  13. Филлипс Л. Дискурс-анализ. Теория и метод / Л. Филлипс, М. В. Йоргенсен; пер.с англ. Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.
  14. Школа социального предпринимательства // Малый и средний бизнес г. Томска. 10.02.2014. URL: http://mb.tomsk.ru/events/126810/shkola-socialnogo-predprinimatelstva/ (дата обращения: 22.11.2017).
  15. Baumol W. J. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive / W. J. Baumol // Journal of Political Economy. 1990. October. Vol. 98. No 5. Part 1. Pp. 893-921.
  16. Boschee J. Toward a Better Understanding of Social Entrepreneurship: Some Important Distinctions / J. Boschee, J. McClurg. 2003.
  17. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman / H. Bowen. New York: Harper Rowe, 1953. 
  18. Burr V. An Introduction to Social Constructionism / V. Burr. London Routledge, 1995.
  19. Dees J. G. The Meaning of Social Entrepreneurship / J. G. Dees. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University’s Fuqua School of Business, 2001.
  20. Fairclough N. Critical Discourse Analysis / N. Fairclough. Boston: Addison Wesley Publishing Company, 1995. 
  21. Laclau E. Hegemony and Socialist Strategy. Towards a Radical Democratic Politics / E. Laclau, C. Mouffe. 2nd edition. London, 2001.
  22. Leadbeater Ch. The Rise of the Social Entrepreneur / Ch. Leadbeater. London Demos, 1997.
  23. Martin R. L. Social Entrepreneurship: The Case for Definition / R. L. Martin, S. Osberg // Stanford Social, Innovation Review Spring. 2007.
  24. Porter M. The Big Idea: Creating Shared Value; How to Reinvent Capitalism and Unleash a Wave of Innovation and Growth / M. Porter, M. Kramer // Harvard Business Review. 2011. Vol. 89. Iss. ½. Pp. 62-77.
  25. Szeman I. Entrepreneurship as the New Common Sense / I. Szeman // The South Atlantic Quarterly. 2015. Vol. 114. No 3. Pp. 471-490.
  26. Wood L. Doing Discourse Analysis / L. Wood, R. Kroger. London, Thousand Oaks CA: SAGE Publications, 2000.