Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Культурные детерминанты международного экономического развития


Для цитирования: Симонова Л. М. Культурные детерминанты международного экономического развития / Л. М. Симонова, А. С. Рудой // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 2. С. 191-207. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-2-191-207

Об авторах:

Симонова Людмила Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и бизнеса, Финансово-экономический институт, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0003-4858-0940, lsim@utmn.ru

Рудой Александр Сергеевич, магистр менеджмента, Тюменский государственный университет; rudoya.s@mail.ru

Аннотация:

В современных условиях необходимость учета культурного фактора лишь немногими ставится под сомнение. Однако отсутствие единого подхода к классификации ценностей, оказывающих влияние на экономическое поведение людей, а также недостаточная эмпирическая проработка данного вопроса значительно усложняют реализацию культурологического подхода к управлению.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1) использование критического подхода к выявлению экономически значимых культурных ценностей;
2) интеграция культурных измерений Ш. Шварца и методологии исследования социологической организации World Value Survey с целью качественного и количественного измерения культурного фактора;
3) разработка классификации ценностей по характеру влияния на экономический результат.

Актуальность исследования определяется следующими факторами: малой разработанностью, междисциплинарностью, дискуссионностью, соответствием мировой повестке научных исследований.

Целью научного исследования является выявление взаимосвязи культурных факторов и уровня экономического развития.

В исследовании применялись методы анализа литературы, изучение и обобщение зарубежной практики, корреляционный, статистический и сравнительный анализ.

После проведения исследования были получены следующие результаты:

1) выделены согласованные с классификацией ценностей Ш. Шварца показатели и вопросы исследования World Value Survey;
2) проведен корреляционный анализ взаимосвязи культурных ценностей и уровня экономического развития, выраженного в ВВП на душу населения по ППС;
3) построены карты расположения стран в указанных измерениях;
4) сформированы культурные профили стран.

В работе проведен анализ взаимосвязи культурных ценностей и уровня экономического развития государств. На основании проведенного исследования были выявлены ценности, способствующие и препятствующие экономическому развитию, а также специфические ценности, экономический эффект которых зависим от институциональной среды. Также в рамках исследования были построены культурные профили групп стран, наглядно демонстрирующие культурные различия.

Список литературы:

  1. Hofstede G. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations across Nations (2nd ed.) / G. Hofstede. Beverly Hills CА: Sage, 2001.
  2. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Workrelated Values / G. Hofstede. Beverly Hills: Sage, 1980. 
  3. Hofstede G. The Confucius Connection: From Cultural Roots to Economic Growth / G. Hofstede, M. H. Bond. Organizational Dynamics, 1988. Vol. 16. Pp. 4-21.
  4. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society / R. Inglehart. Princeton, 1990.
  5. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies / R. Inglehart. Princeton: Princeton Univ. Press, 1997. 
  6. Inglehart R. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values / R. Inglehart, W. Baker // American Sociological Review. 2000. Vol. 65. Pp. 19-51.
  7. Schwartz S. H. Mapping and Interpreting Cultural Differences around the World / R. Inglehart, W. Baker // Comparing Cultures, Dimensions of Culture in a Comparative Perspective / H. Vinken, J. Soeters and P. Ester (eds.). Leiden, The Netherlands: Brill, 2004.
  8. Schwartz S. H. Beyond Individualism/Collectivism: New Cultural Dimensions of Values / S. H. Schwartz // Individualism and Collectivism: Theory, Method, and Applications / U. Kim, H. C. Triandis, C. Kagitcibasi, S.-C. Choi, G. Yoon (eds.). Thousand Oaks, CA: Sage, 1993. Pp. 85-119. 
  9. Schwartz S. H. Basic Human Values: Their Content and Structure across Countries / S. H. Schwartz // Valores e Comportamentonas Organizações [Values and Behavior in Organizations] / A. Tamayo & J. B. Porto (eds.). Petrópolis, Brazil: Vozes. 2005. Pp. 21-55. 
  10. Schwartz S. H. Robustness and Fruitfulness of a Theory of Universals in Individual Human Values / S. H. Schwartz; A. Tamayo & J. B. Porto (eds.), ibid. 2005. Pp. 56-95.
  11. Schwartz S. H. Value Orientations: Measurement, Antecedents and Consequences across Nations / S. H. Schwartz // Measuring Attitudes Cross-Nationally: Lessons from the European Social Survey / R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva (eds.). London: Sage, 2006. Pp. 169-203. 
  12. Schwartz S. H. A Theory of Cultural Value Orientations: Explication and Applications / S. H. Schwartz // Measuring and Mapping Cultures: 25 Years of Comparative Value Surveys / Y. Esmer & T. Pettersson (eds.). Leiden, The Netherlands: Brill, 2007. Pp. 33-78. 
  13. Schwartz S. H. Cultural and Individual Value Correlates of Capitalism: A Comparative Analysis / S. H. Schwartz // Psychological Inquiry. 2007. Vol. 18. Pp. 52-57.
  14. The World Bank Group Data: GDP per capita (current US$) // World Bank. 2016. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?Code=NY.GDP.MKTP.KD.ZG&id=1ff4a498&r... (дата обращения: 12.05.2017).
  15. World Values Survey Online Data Analysis // World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (дата обращения: 02.03.2018).