Правовое обеспечение реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (по материалам Тюменской области)

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Правовое обеспечение реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (по материалам Тюменской области)


Для цитирования: Козлова Л. С. Правовое обеспечение реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (по материалам Тюменской области) / Л. С. Козлова, О. А. Капелистая, Д. А. Ларченко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том. 4. № 2. С. 104-123. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-2-104-123

Об авторах:

Козлова Любовь Степановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Институт государства и права, Тюменский государственный университет; kozlova_l_s@mail.ru

Капелистая Олеся Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Институт государства и права, Тюменский государственный университет; kapelistaya-tsu@ya.ru

Ларченко Дарья Алексеевна, аспирант Института государства и права, Тюменский государственный университет; daryalarchenko11921@mail.ru

Аннотация:

Реализация в регионах России новаций Жилищного кодекса РФ по организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах породила разнохарактерные, в том числе правовые проблемы. Весь их спектр в обозначенной области правовых отношений выявляется, анализируется и разрешается в субъектах Российской Федерации в ходе исполнения Региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов в срочном порядке, зачастую без необходимой предварительной аналитической проработанности, экономической, управленческой обоснованности принимаемых решений и проводимых мероприятий, что с неизбежностью порождает новые вопросы. Свидетельством их серьезности является очень низкий процент выполнения краткосрочных (на 2015-2017 гг.) планов капитального ремонта многоквартирных домов (на 01.11.2017 в Тюменской области — 32%).

Правительства субъектов Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти специальной компетенции в отрасли жилищно-коммунального хозяйства и учрежденные ими некоммерческие организации — Фонды капитального ремонта многоквартирных домов, в силу специфики своих полномочий по исполнению норм действующих законов, нормотворческой и правоприменительной деятельности, оперативно решая многие практические вопросы впервые, спешно принимают административные нормативные правовые акты. Накопившийся пятилетний (с 2013 по 2017 гг.) нормотворческий и управленческий опыт в отдельном субъекте Российской Федерации является достаточным для его научного анализа и формулирования соответствующих предложений нормативного и организационного характера.

Авторы настоящей статьи, на основе проведенного анализа практики реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, деятельности органов государственного управления Тюменской области, системы соответствующих административных нормативных правовых актов, формулируют предложения по их совершенствованию.

Результаты проведенного исследования носят научно-практический характер. Особая практическая значимость заключается в возможности их непосредственного использования соответствующими нормотворческими органами исполнительной власти Тюменской области. В силу типичности проблем и вопросов, решаемых исполнительными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации по нормативно-правовому обеспечению реализации новелл Жилищного кодекса РФ, они представляют интерес для всех регионов России, а не только для Тюменской области.

Список литературы:

  1. Жигалова А. Ю. Государственный жилищный надзор за деятельностью регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах / А. Ю. Жигалова // Административное право. Административный процесс. 2015. № 5. С. 83-84.
  2. Козлова Е. Б. Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (концептуальные основы) / Е. Б. Козлова // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 25-29.
  3. Козлова Л. С. Законодательные предложения об устранении пробелов и противоречий в регулировании формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах / Л. С. Козлова, О. А. Капелистая, Д. А. Ларченко // Вестник Тюменского государственного университета. 2017. Том 3. № 1. С. 133-148. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-1-133-148
  4. Козлова Л.С. Проявление цивилизации права в гармонизации прав и обязанностей граждан — собственников общего имущества в многоквартирных домах гарантированности их реализации при проведении капитального ремонта / Л. С. Козлова, Д. А. Ларченко // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 24. С. 148-162.
  5. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федеральный закон от 25 декабря 2012 г.: по сост. на 29 июня 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (часть 1). Ст. 7596.
  6. О некоторых вопросах формирования и реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области: постановление Правительства Тюменской области от 14 апреля 2014 г. № 154-п: по сост. на 28 сентября 2015 г. // Официальный портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области. URL: http://www.admtyumen.ru (дата обращения: 25.10.2017).
  7. О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: постановление Правительства РФ от 01 июля 2016 г. № 615-п: по сост. на 21 сентября 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28. Ст. 4740.
  8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ: по сост. на 03 ноября 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 19. Ст. 2060.
  9. О регулировании жилищных отношений в Тюменской области: Закон Тюменской области от 05 июля 2000 г. № 197: по сост. на 23 сентября 2016 г. // Тюменские известия. 2000. № 132 (2487).
  10. О создании регионального оператора Тюменской области: постановление Правительства Тюменской области от 27 декабря 2013 г. № 580-п: по сост. на 31 марта 2014 г. // Официальный портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области. URL: http://www.admtyumen.ru (дата обращения: 01.11.2017).
  11. Об установлении порядка предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечня иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядка предоставления таких сведений: постановление Правительства Тюменской области от 27 декабря 2013 г. № 579-п: по сост. на 27 октября 2016 г. // Официальный портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области. URL: http://www.admtyumen.ru (дата обращения: 02.11.2017).
  12. Об установлении порядка применения критериев при определении в региональной программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и определении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме: постановление Правительства Тюменской области от 15 декабря 2014 г. № 640-п: по сост. на 31 августа 2016 г. // Официальный портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области. URL: http://www.admtyumen.ru (дата обращения: 27.10.2017).
  13. Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности: утв. приказом Минстроя РФ от 10 февраля 2014 г. № 43/пр.
  14. Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт: утв. приказом Минстроя РФ от 27 июня 2016 г. № 454/пр.
  15. Об утверждении методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме: утв. приказом Минстроя РФ от 04 августа 2014 г. № 427/пр.
  16. Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Тюменской области: постановление Правительства Тюменской области от 26 мая 2010 г. № 147-п: по сост. на 20 июля 2015 г. // Официальный портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области. URL: www.admtyumen.ru (дата обращения: 05.11.2017).
  17. Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области: постановление Правительства Тюменской области от 16 июля 2012 г. № 269-п: по сост. на 21 февраля 2017 г. // Официальный портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области. URL: http://www.admtyumen.ru (дата обращения: 03.11.2017).
  18. Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором: постановление Правительства РФ от 23 мая 2016 г. № 454-п: по сост. на 01 марта 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 23. Ст. 3311.
  19. Об утверждении Правил размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: постановление Правительства РФ от 23 мая 2016 г. № 453-п: по сост. на 05 марта 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 25. Ст. 3324.
  20. Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: утв. приказом Минстроя РФ от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр.
  21. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731-п: по сост. на 27 февраля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 40. Ст. 5064.
  22. Об утверждении формы отчета специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и сроков его размещения: утв. приказом Минстроя РФ от 30 декабря 2015 г. № 965/пр.