Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Анализ тенденций развития рынка легковых автомобилей

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Анализ тенденций развития рынка легковых автомобилей


Для цитирования: Ромашкина Г. Ф. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Анализ тенденций развития рынка легковых автомобилей / Г. Ф. Ромашкина, А. И. Чалкова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 2. С. 8-22. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-2-8-22

Об авторах:

Ромашкина Гульнара Фатыховна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, g.f.romashkina@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0002-7764-5566, Scopus Author ID: 16437113600, WoS ResearcherID: O-7221-2017

Чалкова Анна Игоревна, аспирант кафедры математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике, Тюменский государственный университет; chalkova_5@mail.ru

Аннотация:

Рынок легковых автомобилей России — один из крупных секторов и входит в число драйверов развития экономики страны. Целью данной работы является анализ тенденций развития легкого автомобильного рынка. Нами были рассмотрены основные игроки рынка продаж легковых автомобилей, с помощью анализа, основанного на четырехсекторной модели: производители — посредники — государство — потребители, где в каждом секторе рассмотрены основные факторы, определяющие динамику продаж. Авторы рассматривали потребительские практики, где с помощью статистических тестов проанализирована и выявлена зависимость доходов населения и объема рынка легковых автомобилей. Проанализирована структура рынка, его состояние, рассмотрены основные барьеры входа для новых игроков. Государство выступает активным игроком, регулируя отрасль, используя различные рыночные и нерыночные инструменты. Рассмотрены реализуемые и планируемые государственные программы поддержки развития автомобильного рынка России. Далее авторами рассмотрен более узкий, региональный сегмент рынка. Выявлена специфика потребления в регионе, и описаны перспективы автомобильного рынка Тюмени.

Список литературы:

  1. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ / С. Ю. Барсукова. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. 448 с.
  2. Более полумиллиона единиц автотехники были проданы благодаря господдержке в 2017 году // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!bolee_polumilliona_edinic_avtotehniki_byli_prodany_bla... 
  3. Бурдье П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. 2002. Том 3. № 5. С. 60-74.
  4. В России сократилось количество автомобильных дилеров // Автовести. URL: https://auto.vesti.ru/news/show/news_id/683133/
  5. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. 416 с.
  6. Взяли на буксир // Российская газета — Федеральный выпуск. № 6881 (13). URL: https://rg.ru/2016/01/22/medvedev-site.html
  7. Динамика авторынка России в 2016 году // Аналитическое агентство «Автостат». URL: https://www.autostat.ru/infographics/28654/
  8. Заславская Т. И. Социология экономической жизни / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. Новосибирск, 1991. 448 с.
  9. Олейник А. Н. Власть и рынок: система социально-экономического господства в России «нулевых» годов / А. Н. Олейник. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 438 с.
  10. Промышленное производство в России. 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. 209 с.
  11. Радаев В. В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России / В. В. Радаев. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 383 с. DOI: 10.17323/9785759808640
  12. Рынок новых легковых автомобилей в январе-августе 2017 года. Топ-30 регионов России // Аналитическое агентство «Автостат». URL: https://www.autostat.ru/press-releases/31482/
  13. Статистический анализ дифференциации доходов и уровня бедности населения Российской Федерации. URL: http://edrj.ru/article/08-02-2018
  14. Тренды дилерского маркетинга. VI Ежегодная конференция “Digital marketing” 2017. URL: http://www.automarketolog.ru/
  15. Тюмень — столица лучшей жизни // Российская газета — Столичный выпуск. № 7133 (265). URL: https://rg.ru/2016/11/22/nazvany-desiat-luchshih-gorodov-rossii-po-kachestvu-zhizni.html
  16. Уровень жизни. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения: 11.05.2018).
  17. Шкаратан О. И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / О. И. Шкаратан и др. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 560 с.
  18. Granovetter M. The Sociology of Economic Life / M. Granovetter, R. Swedberg. Boudler: Westview Press, 1992. Pp. 233-263.