Методический потенциал «смешанной» методологии в исследовании модернизационных проектов

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №1

Название: 
Методический потенциал «смешанной» методологии в исследовании модернизационных проектов


Для цитирования: Плотникова Е. Б. Методический потенциал «смешанной» методологии в исследовании модернизационных проектов / Е. Б. Плотникова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 1. С. 76-84. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-1-76-84

Об авторе:

Плотникова Елена Борисовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет; plotnikova1958@yandex.ru

Аннотация:

Цель предлагаемой статьи заключается в выявлении познавательных возможностей «смешанной» методологии в исследовании модернизационных проектов. В данной статье внимание сконцентрировано на проблеме методической основы «консистентного», «плотного» описания характеристик объекта «регион», которые охватывали бы значимые черты феномена и поддавались бы классификации и типизации для выдвижения предположений о траектории изменений характеристик социокультурного портрета регионов. Включение в предметную область социокультурного портрета регионов изучения в них модернизационных процессов потребовало от исследователей дополнить методический арсенал методами качественной традиции в социологии. Предметное поле российской модернизации было дополнено понятием «жизненный мир» населения регионов/муниципалитетов в контексте модернизационных проектов. Контекст «жизненного мира» включает уровень взаимопонимания между социальными субъектами как участниками коммуникационных процессов и социальных институтов, различия в смыслах одних и тех же фактов, событий, причин взаимного недоверия и препятствий согласованным взаимодействиям субъектов, выявление латентных и явных конфликтов между социальными группами, участниками модернизационных процессов. В этом заключается исходная позиция для выбора методов сбора информации, разработки инструментария, определения способов отбора информантов. В обследовании конкретных модернизационных проектов требуется сконцентрировать внимание на «продуктивной деятельности людей, которая имеет характер открытой инновационной системы». Вследствие этого дизайн исследования участников модернизационных проектов основан на использовании полностью смешанной методологии, последовательно реализующей количественный и качественный этапы, равном акценте двух компонент, «последовательности вкладов», а именно: данные формализованного опроса становятся основой для применения глубинного и нарративного интервью. Формализованный опрос позволяет структурировать «жизненный мир» населения, выделить социальные группы, относящиеся к разным типам «жизненного мира»: традиционному, адаптационному, модернизационному. Зоны «жизненного мира» участников модернизационных проектов необходимо исследовать, сочетая глубинное и нарративное интервью. Извлечение информации о наиболее значимых точках взаимопонимания/непонимания между участниками модернизационных проектов является центральной темой инструментария предлагаемых методов качественной традиции.

Список литературы:

  1. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы: коллективный научный труд / сост. и отв. ред. член-корр. РАН Н. И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с.
  2. Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования / В. И. Ильин. СПб.: Интерсоцис, 2006. С. 181.
  3. Лапин Н. И. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация — 2010) / Н. И. Лапин, Л. А. Беляева; РАН, Институт философии. М.: ИФРАН, 2010. С. 6.
  4. Полухина Е. В. Основания и возможности интеграции количественного и качественного подходов в социальных науках: от методологического плюрализма к 3-парадигмальному континууму / Е. В. Полухина // Социология. Естествознание. Общество. Сборник научных статей и материалов Всероссийской научной конференции «Социология и естествознание: междисциплинарные подходы к изучению социальной реальности». Москва, 12-13 декабря 2014 года / под ред. д. с. н., проф. Н. Е. Покровского. М.: РОО «Сообщество профессиональных социологов»: ООО «Вариант», 2014. С. 137-142. 
  5. Проблемы социокультурной модернизации регионов России / Институт философии РАН; сост., общ. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Academia, 2013. 416 с.
  6. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Институт философии. Центр изучения социокультурных изменений. Научно-координационный совет секции ФСПП ООН РАН «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов» / сост. и общ. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Academia, 2009. 808 c.
  7. Leech N. L. A Typology of Mixed Methods Research Designs / N. L. Leech, A. J. Onwuegbuzie. Qual Quant. 2009. No 43. Pp. 265-275. DOI: 10.1007/s11135-007-9105-3
  8. Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach / D. Morgan. Sage Publications, 2014. DOI: 10.4135/9781544304533