Выпуск:
2018. Том 4. №1Об авторах:
Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО (г. Москва); sobkin@mail.ruАннотация:
В статье представлены результаты исследования целевых и мотивационных особенностей преподавательской деятельности научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. По специально разработанной анкете, включающей 72 вопроса (закрытые, открытые и шкальные), опрошен 721 респондент. В выборку вошли сотрудники с разным уровнем научной квалификации и стажем профессиональной научной деятельности. Опрашивались как сотрудники НИИ, так и вузов из разных регионов Российской Федерации. В статье основное внимание уделено рассмотрению значимости различных мотивов преподавательской деятельности научного сотрудника. Рассматривается влияние возраста и социальных индикаторов профессионального статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность) на различные цели и мотивы педагогической деятельности ученых. Исследование показало, что в иерархии целей преподавательской деятельности наибольшую значимость имеют цели: «сформировать у учащихся интерес к предмету», «научить учащихся самостоятельно добывать/получать необходимые знания и информацию», «дать учащимся прочные знания». Выявлена структура мотивации преподавательской деятельности, в основе которой лежит сложный мотивационный комплекс, где проявляются две установки: одна касается саморазвития педагога, вторая — личностного и профессионального развития учащихся. В исследовании предпринята попытка выявления взаимосвязи между мотивами и целями педагогической деятельности. Специально проведенный факторный анализ мотивов и целей преподавательской деятельности среди научных сотрудников, занимающих разные педагогические должности, позволил выделить пять факторов: «ориентация на формирование субъекта научной деятельности», «профессиональное самоутверждение — нормативность», «личностная самореализация — благоприятный социально-психологический климат», «соблюдение стандарта — индивидуализация обучения», «привлекательность условий труда». Исследование особенностей размещения по осям факторов представителей различных педагогических должностей позволило выявить сложную траекторию изменения целей и мотивов преподавательской деятельности на разных этапах становления профессиональной карьеры.
Ключевые слова:
Список литературы: