Исследователь в сфере образования: целевые и мотивационные особенности преподавательской деятельности

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2018. Том 4. №1

Название: 
Исследователь в сфере образования: целевые и мотивационные особенности преподавательской деятельности


Для цитирования: Собкин В. С. Исследователь в сфере образования: целевые и мотивационные особенности преподавательской деятельности / В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 1. С. 8-27. DOI: 10.21684/2411-7897-2018-4-1-8-27

Об авторах:

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО (г. Москва); sobkin@mail.ru

Андреева Анна Игоревна, старший научный сотрудник Информационно-аналитического центра РАО; аспирант департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва); ann-94@bk.ru

Рзаева Фатима Рза Кызы, старший научный сотрудник Информационно-аналитического центра РАО; аспирант факультета психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; fatia92@mail.ru

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования целевых и мотивационных особенностей преподавательской деятельности научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. По специально разработанной анкете, включающей 72 вопроса (закрытые, открытые и шкальные), опрошен 721 респондент. В выборку вошли сотрудники с разным уровнем научной квалификации и стажем профессиональной научной деятельности. Опрашивались как сотрудники НИИ, так и вузов из разных регионов Российской Федерации. В статье основное внимание уделено рассмотрению значимости различных мотивов преподавательской деятельности научного сотрудника. Рассматривается влияние возраста и социальных индикаторов профессионального статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность) на различные цели и мотивы педагогической деятельности ученых. Исследование показало, что в иерархии целей преподавательской деятельности наибольшую значимость имеют цели: «сформировать у учащихся интерес к предмету», «научить учащихся самостоятельно добывать/получать необходимые знания и информацию», «дать учащимся прочные знания». Выявлена структура мотивации преподавательской деятельности, в основе которой лежит сложный мотивационный комплекс, где проявляются две установки: одна касается саморазвития педагога, вторая — личностного и профессионального развития учащихся. В исследовании предпринята попытка выявления взаимосвязи между мотивами и целями педагогической деятельности. Специально проведенный факторный анализ мотивов и целей преподавательской деятельности среди научных сотрудников, занимающих разные педагогические должности, позволил выделить пять факторов: «ориентация на формирование субъекта научной деятельности», «профессиональное самоутверждение — нормативность», «личностная самореализация — благоприятный социально-психологический климат», «соблюдение стандарта — индивидуализация обучения», «привлекательность условий труда». Исследование особенностей размещения по осям факторов представителей различных педагогических должностей позволило выявить сложную траекторию изменения целей и мотивов преподавательской деятельности на разных этапах становления профессиональной карьеры.

Список литературы:

  1. Барабашёва И. В. К вопросу о мотивации профессионального развития преподавателя иностранных языков / И. В. Барабашёва // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С. 228-237.
  2. Василенко О. В. Преподаватель вуза: мотивация и трудовое стимулирование деятельности / О. В. Василенко, Е. В. Вельц // Вестник Омского университета. 1999. № 4. С. 134-136.
  3. Владимиров В. В. Платное образование: социальный контекст / В. В. Владимиров // Высшее образование в России. 1999. № 1. С. 41-42.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Глава I. Общие положения. Статья 1. Государственная политика в области образования. Пункт 2. 
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  6. Корнеева А. А. Разработка и внедрение системы мотивации профессорско-преподавательского состава кафедр в Российском государственном социальном университете / А. А. Корнеева // Методология, теория и методика экономики образования. 2010. № 3. С. 88-97. 
  7. Ларионова М. А. Профессиональная мотивация преподавателя вуза / М. А. Ларионова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4 (43). С. 38-41. 
  8. Леонтьев А. Н. и др. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев и др. // М.: Смысл, 2005. 352 c.
  9. Михалева О. А. О мотивации и стимулировании труда профессорско-преподавательского состава вузов / О. А. Михалева // Человек и труд. 2009. № 1. С. 67-68. 
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р.
  14. Римская О. Н. Мотивация преподавателей вузов в системе менеджмента качества образования: монография / О. Н. Римская. Томск, 2006. 121 с.
  15. Сафонова О. М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов / О. М. Сафонова // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 152-156.
  16. Собкин В. С. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации / В. С. Собкин, Д. В. Адамчук // Труды по социологии образования. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. Т. XVIII. Вып. XXX. 216 с.
  17. Собкин В. С. К вопросу о жизненных ценностях исследователей в сфере образования / В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 106-115.
  18. Собкин В. С. Научный сотрудник: отношение к реформированию российской науки в сфере образования (по материалам социологического опроса) / В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева // Образовательная политика. 2017. № 1. С. 13-23.
  19. Собкин В. С. Профессиональная мобильность исследователей в сфере образования / В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева // Педагогика, 2017. № 1. С. 42-57.
  20. Собкин В. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва — Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей / В. С. Собкин, П. С. Писарский. М.: Центр социологии образования РАО, 1994. 151 с.
  21. Собкин В. С. Учительство как социально-профессиональная группа / В. С. Собкин, П. С. Писарский, Ю. О. Коломиец. М.; Рига: Российская академия образования, ЦСО РАО, 1996. 53 с.
  22. Собкин В. С. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования / В. С. Собкин, О. В. Ткаченко. М.: Центр социологии образования РАО, 2007. Т. XI-XII. Вып. XXI. 200 с.
  23. Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ.