Тенденции инновационного развития малых предприятий регионов Центрального Черноземья

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Тенденции инновационного развития малых предприятий регионов Центрального Черноземья


Для цитирования: Когай Е. А. Тенденции инновационного развития малых предприятий регионов Центрального Черноземья / Е. А. Когай, А. В. Хорошилова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 4. С. 98-108. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-4-98-108

Об авторах:

Когай Евгения Анатольевна, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии, Курский государственный университет; eakogay@mail.ru

Хорошилова Анастасия Вячеславовна, магистрант, Курский государственный университет; nastyaa2195@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассматривается малый бизнес как реальный и потенциальный актор программы модернизации национальной экономики.

Активная деятельность малых предприятий в регионе содействует оздоровлению экономики как отдельных регионов, так и всей страны в целом. Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, он способен внести существенный вклад как в создание новых производств, так и в развитие многофункциональной сферы услуг. В качестве факторов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства, отмечены недостаток собственных финансов, информационных ресурсов, несовершенство нормативно-правового регулирования, нехватка четко разработанных стратегий развития малого бизнеса в российских регионах.

Работа нацелена на воссоздание современного состояния малых предприятий Центрального Черноземья, на раскрытие их модернизационного потенциала и обнаружение проблем, с которыми сталкивается малый бизнес в процессе своей деятельности. В качестве основного метода исследования использован анкетный опрос представителей малого предпринимательства. Также был осуществлен экспертный опрос и вторичный анализ данных.

Проведенное на базе Курской научно-исследовательской социологической лаборатории исследование выявило, что малый бизнес способен сыграть существенную роль в модернизации страны. Мы также показали, что ведущим направлением поддержки малого бизнеса выступает финансово-кредитная помощь.

В работе отмечается, что предусмотренных федеральными программами мер поддержки малого и среднего недостаточно, сегодня важно сделать более доступным механизм оказания финансовой помощи малым предприятиям. Наиболее результативным видится комплекс услуг малому бизнесу, включающий как финансовую, так и консультативную поддержку. Разработка мер поддержки предпринимательства требует учета социокультурных факторов регионального развития. Требуется также интеграция таких различных структур, как органы власти, органы местного самоуправления, банки и фонды поддержки малого предпринимательства. Все это позволит вывести малый бизнес на новый уровень развития, что будет способствовать в целом развитию российской экономики.

Список литературы:

  1. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области за 2016 год // Администрация Курской области. Курск, 2017. С. 66.
  2. Земцов С. П. Типология регионов России для целей развития малого и среднего предпринимательства / С. П. Земцов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С.120.
  3. Каблов Е. Н. Тенденции и ориентиры инновационного развития России: сб. научно-информационных материалов / Е. Н. Каблов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВИАМ, 2013. С. 207.
  4. Казыбайкызы А. Роль малого и среднего бизнеса в современной экономике / А. Казыбайкызы, Ж. Б. Смагулова, У. Берикболова, А. Е. Муханова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-3. С. 424.
  5. Курская торгово-промышленная палата. URL: https://kursk.tpprf.ru/ru/small_business/ (дата обращения: 10.05.2017). 
  6. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2013-2014 гг.: региональные диспропорции // МПС Банк. 2015. URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/index_kach_2013-2014.pdf (дата обращения: 25.04.2017). 
  7. Оценка доступности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Курской области // Комитет потребительского рынка. Курск, 2016. 4 с.
  8. Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ / А. А. Аузан, М. А. Авдиенкова, Д. А. Андреева, А. И. Бахтигараева, В. А. Брызгалин, К. О. Бутаева, Ш. Вебер и др. // Центр стратегических разработок. М., 2017. URL: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/09/Report-SF.pdf (дата обращения: 20.09.2017).