Методы повышения эффективности онлайн-опросов, используемых для анализа социально-экономических процессов

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Методы повышения эффективности онлайн-опросов, используемых для анализа социально-экономических процессов


Для цитирования: Мартышенко С. Н. Методы повышения эффективности онлайн-опросов, используемых для анализа социально-экономических процессов / С. Н. Мартышенко, Н. С. Мартышенко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 4. С. 71-85. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-4-71-85

Об авторах:

Мартышенко Сергей Николаевич, кандидат технических наук, профессор кафедры математики и моделирования, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; sergey.martishenko@vvsu.ru

Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; natalya.martyshenko@vvsu.ru

Аннотация:

Количество исследователей, использующих в своей работе анкетные опросы, возросло многократно после появления в сети Интернет специальных онлайн-сервисов по разработке электронных анкет. Постоянно совершенствуются методы конструирования и анализа электронных анкет. Среди основных проблем, связанных со сбором данных в сети интернет, является проблема повышения качества и достоверности собираемых данных. В работе представлен аналитический обзор российских и отечественных научных публикаций по теме повышения эффективности онлайн-опросов. Отличительной особенностью предложенных в работе методов повышения эффективности онлайн-опросов является использование методов многомерного статистического анализа. Предложенные методы позволяют производить анализ качества всех видов данных, полученных в ходе анкетного опроса. К числу новых элементов можно отнести разработанные метрики оценки значимости связей между различными ответами респондентов на вопросы анкеты. На основе разработанных методов был создан комплекс программных средств с высоким уровнем автоматизации работы исследователя. Это позволяет оперативно осуществлять контроль текущего анкетного опроса в режиме реального времени и своевременно принимать решения по управлению процессом опроса.

Список литературы:

  1. Беликова Ю. В. Сравнительный анализ сервисов для проведения онлайн опросов / Ю. В. Беликова // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 5-4 (13). С. 36-41.
  2. Бондаренко В. А. Современные тенденции в опросах потребителей с использованием компьютеро-опосредованной коммуникации / В. А. Бондаренко, О. В. Иванченко // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 605-608.
  3. Галицкий Е. Б. Потенциальные источники ошибок в данных онлайн-опросов / Е. Б. Галицкий, П. В. Мальцева // Практический маркетинг. 2013. № 10 (200). С. 2-8.
  4. Ефимова Д. М. Сравнительный анализ сервисов для продвижения опроса в сети интернет / Д. М. Ефимова, С. В. Ермолаев // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2014. № 1-2 (9). С. 88-95.
  5. Иванова В. А. Особенности проведения дистанционных опросов онлайн / В. А. Иванова // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 11-16.
  6. Кед А. П. Интернет-опрос как метод социологического исследования / А. П. Кед, П. М. Агаева // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 27. С. 112-116.
  7. Мавлетова А. М. Влияние элементов приглашения на увеличение доли откликов в онлайн-опросах / А. М. Мавлетова, Н. Г. Малошонок, Е. А. Терентьев // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 72-95.
  8. Малошонок Н. Г. Влияние дизайна на качество данных в онлайн-опросах студентов / Н. Г. Малошонок, Е. А. Терентьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 6 (124). С. 15-27.
  9. Мартышенко Н. С. Компьютерная технология обработки качественных данных опросов потребителей туристских услуг / Н. С. Мартышенко // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 3(93). С. 184-192.
  10. Мартышенко С. Н. Метод обнаружения ошибок в эмпирических данных / С. Н. Мартышенко, Н. С. Мартышенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Технические науки». 2008. № 1. С. 11-14.
  11. Мартышенко С. Н. Цензурирование при обработке анкетных данных / С. Н. Мартышенко, Н. С. Мартышенко, Д. А. Кустов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия «Технические науки». 2006. № 6. С. 170-177.
  12. Моисеев С. П. Выборка, направляемая респондентом, в онлайн-опросе: к вопросу о динамике и качестве / С. П. Моисеев, Ю. К. Савинкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 6 (124). С. 43-50.
  13. Насонова Н. А. Пример создания репрезентативного интернет-опроса при социологических исследованиях / Н. А. Насонова, Т. В. Кожевникова // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2. С. 311-319.
  14. Насретдинова М. М. Актуальность онлайн исследований в России / М. М. Насретдинова // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 (33). С. 24.
  15. Насретдинова М. М. Особенности организации опроса в сети интернет / М. М. Насретдинова // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 (44). С. 76-77.
  16. Некрасов С. И. Сравнение результатов онлайн- и оффлайн-опросов (на примере анкет разной сложности) / С. И. Некрасов // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С. 53 74.
  17. Фарахутдинов Ш. Ф. Профессиональные респонденты камень предкновения онлайн-опросов в современной России / Ш. Ф. Фарахутдинов // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2011. № 2. С. 45-47.
  18. Федоровский А. М. Качество онлайн-опросов. Методы проверок / А. М. Федоровский // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 3 (127). С. 28-35.
  19. Шкурин Д. В. Сравнительная оценка качества данных офлайн и онлайн-опросов / Д. В. Шкурин // Дискуссия. 2015. № 8. С. 101-105.
  20. Alessi E. J. Conducting an Internet-Based Survey: Benefits, Pitfalls, and Lessons Learned / E. J. Alessi, J. I. Martin // Social Work Research. 2010. Vol. 34. No 2. Pp. 122-128. DOI: 10.1093/swr/34.2.122
  21. Hohwü L. Web-Based Versus Traditional Paper Questionnaires: a Mixed-Mode Survey with a Nordic Perspective / L. Hohwü, H. Lyshol, M. Gissler, S. H. Jonsson, M. Petzold, C. Obel // Journal of Medical Internet research. 2013. Vol. 15. No 8. DOI: 10.2196/jmir.2595
  22. Hunter L. Challenging the Reported Disadvantages of E-Questionnaires and Addressing Methodological Issues of Online Data Collection / L. Hunter // Nurse Researcher. 2012. Vol. 20. No 1. Pp. 11-20. DOI: 10.7748/nr2012.09.20.1.11.c9303
  23. Jiang L. Measuring Consumer Perceptions of Online Shopping Convenience / L. Jiang, Z. Yang, M. Jun // Journal of Service Management. 2013. Vol. 24. No 2. Pp. 191-214. DOI: 10.1108/09564231311323962
  24. Leung K. Y. Preconception Health and Nutrition Knowledge of Asian-American Women Using an Online Questionnaire and Social Media Recruitment / K. Y. Leung. D’Youville College, 2016.
  25. Martyshenko S. N. Information technology for increasing qualitative information processing efficiency / S. N. Martyshenko, E. A. Egorov // Journal of Modern Applied Statistical Methods. 2011. Vol. 10. No 1. Pp. 207-213. DOI: 10.22237/jmasm/1304223480
  26. McPeake J. Electronic Surveys: how to Maximise Success / J. McPeake, M. Bateson, A. O’Neill // Nurse Researcher. 2014. Vol. 21. No 3. Pp. 24-26. DOI: 10.7748/nr2014.01.21.3.24.e1205
  27. Pedersen M. J. Improving Survey Response Rates in Online Panels: Effects of Low-Cost Incentives and Cost-Free Text Appeal Interventions / M. J. Pedersen, C. V. Nielsen // Social Science Computer Review. 2016. Vol. 34. No 2. Pp. 229-243. DOI: 10.1177/0894439314563916
  28. Phillips K. Data Use: an Evaluation of Quality-Control Questions // Quirk’s Marketing Research Review. December 2013. URL: http://www.quirks.com/articles/2013/20131205.aspx
  29. Puleston J. Dimensions of Online Survey Data Quality. What Really Matters? / J. Puleston, M. Eggers // Congress 2012 Accelerating Excellence Celebrating 65 Years and beyond. Atlanta, 2012.
  30. Regmi P. R. Guide to the design and application of online questionnaire surveys / P. R. Regmi, E. Waithaka, A. Paudyal // Nepal Journal of Epidemiology. 2016. Vol. 6. No 4. P. 640. DOI: 10.3126/nje.v6i4.17258
  31. Traina S. B. The Diabetes Intention, Attitude, and Behavior Questionnaire: Evaluation of a Brief Questionnaire to Measure Physical Activity, Dietary Control, Maintenance of a Healthy Weight, and Psychological Antecedents / S. B. Traina, S. D. Mathias, H. H. Colwell // Patient preference and adherence. 2016. Vol. 10. P. 213. DOI: 10.2147/PPA.S94878
  32. Velez P. Respondent Differences between Web-Based Surveys and Paper/Pencil Surveys: A Comparision of Response Rates, Respondents, and Responses / P. Velez, J. D. Buletti, S. Volz. 2004.
  33. Wu M. Research on College Students' Recognition and Practice of Socialist Core Values Based on Online Questionnaire / M. Wu // International Journal of Smart Home. 2016. Vol. 10. No 4. Pp. 221-232. DOI: 10.14257/ijsh.2016.10.4.20