Избранные показатели удовлетворенности работой: сравнительный анализ польских и российских банков

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Избранные показатели удовлетворенности работой: сравнительный анализ польских и российских банков


Для цитирования: Казьмерчик E. Избранные показатели удовлетворенности работой: сравнительный анализ польских и российских банков / Е. Казьмерчик, Й. Вырва // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 4. С. 19-40. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-4-19-40

Об авторах:

Казьмерчик Ежи, кандидат экономических наук, постдок, Финансово-экономический институт, Тюменский государственный университет; доцент, Государственный экономический университет в Познани (Польша); e.kazmerchik@utmn.ru, jerzy.kazmierczyk@ue.poznan.pl

Вырва Йоанна, кандидат экономических наук, доцент, Зелёногурский университет (Польша); j.wyrwa@wez.uz.zgora.pl

Аннотация:

Удовлетворенность работой является одним из главных вопросов социальных исследований. Она может помочь объяснить сущность и динамику потенциала отдельных лиц и групп в организациях. Она также является ориентиром для управления людьми в организации и помогает понять благополучие людей на гране работы и личной жизни. Многие публикации указывают на разные факторы, влияющие на удовлетворение работой. Остается вопрос, насколько удовлетворение работой связано с влиянием окружающей среды, в которой находится рабочий, является ли оно следствием индивидуальной предрасположенности данного человека. Неоднозначное и трудноизмеряемое влияние удовлетворенности сотрудников на их поведение указывает на необходимость проведения исследований по этой проблеме. Одним из важных вопросов является выявление факторов, влияющих на удовлетворенность сотрудников, что является основой для создания эффективной системы стимулирования. Цель статьи — восполнить пробел в этой области, уделив особое внимание важности отдельных факторов, присущих самой организации, которые определяют удовлетворенность сотрудника в банковском секторе. Основные рассматриваемые проблемы сосредоточены как на классических, так и на современных сюжетах, связанных с удовлетворенностью. Кроме обзора концептуальных и исследовательских перспектив, в статье обсуждаются эмпирически проявленные детерминанты удовлетворенности работой в банковском секторе Польши и России. Результаты показывают, что работники банковского сектора в Польше и России, несмотря на экономическое напряжение, в том числе давление на продажи и сокращения персонала, в целом довольны своей работой. При этом такие нематериальные факторы, как отношения с руководителем, система награды и чувство справедливости, играют важную роль в достижении удовлетворения.

Список литературы:

  1. Казьмерчик Е. Роль организационной культуры в польском коммерческом банковском деле / Е. Казьмерчик // Kultura a rynek / S. Partycki (ed.). Люблин: Издательство Люблинского католического ун-та, 2008.
  2. Когай Е. А. Философия мягкого управления: к истокам идей / Е. А. Когай // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 5. С. 10-14.
  3. Akhtar Z. Job Satisfaction and Job Involvement among Private and Government Bank Employees / Z. Akhtar, P. Nadir, H. Nadir // Indian Journal of Health & Wellbeing. 2016. Vol. 7. Issue 2. Pp. 236-239.
  4. Babiarczyk B. Analiza poziomu satysfakcji zawodowej oraz jej związku z subiektywnie ocenianą jakością życia położnych / B. Babiarczyk, M. Fraś, I. Ulman-Włodarz, D. Jarosova // Medycyna Pracy. 2014. No 65(1). Pp. 99-108.
  5. Barska A. Znaczenie badań satysfakcji i lojalności konsumentów / A. Barska, J. Śnihur // Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Szczecińskiego. Ekonomiczne Problemy Usług. 2007. No 473. Pp. 11-17.
  6. Bercu A-M. Impact of Employees' Training Programmes on Job Satisfaction / A-M. Bercu // Current Science. 2017. Vol. 112. Issue 7. Pp. 1340-1345. DOI: 10.18520/cs/v112/i07/1340-1345
  7. Borowska-Pietrzak A. Dezagregacja czynników w modelu poczucia satysfakcji zawodowej / A. Borowska-Pietrzak // Nauki o Zarządzaniu. Uniwersytet Ekonomiczny we Wrocławiu. 2014. No 1(18). Pp. 9-22.
  8. Brief A. P. Organizational Behavior: Affect in the Workplace / A. P. Brief, H. M. Weiss // Annual Review of Psychology. 2002. Vol. 53. Issue 1. Pp. 279-307. DOI: 10.1146/annurev.psych.53.100901.135156
  9. Bugdol M. Wartości organizacyjne. Szkice z teorii organizacji i zarządzania / M. Bugdol Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2006.
  10. Davydenko V.A. Diversity of Employee Incentives from the Perspective of Banks Employees in Poland — Empirical Approach / V. A. Davydenko, J. Kaźmierczyk, G. F. Romashkina, E. Żelichowska // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2017. Vol. 5. No 1. Pp. 116-126. DOI: 10.9770/jesi.2017.5.1(9)
  11. Djordjević B. Relationship of Ages And Gender of the Employees in Organisations in the Republic of Serbia and Their Job Satisfaction / B. Djordjević, M. Ivanović-Djukić, V. Lepojević // Economic Themes. 2017. Vol. 55. Issue 2. Pp. 263-280. DOI: 10.1515/ethemes-2017-0015
  12. Haffer R. Determinanty i następstwa satysfakcji pracowników w świetle teorii pozytywnego zarządzania / R. Haffer // Prace Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego we Wrocławiu. 2015. No 376. Pp. 152-168.
  13. Inamizu N. Spurious Correlation between Work Environment and Job Satisfaction: An Office Move Case / N. Inamizu // Annals of Business Administrative Science. 2016. Vol. 15. Issue 5. Pp. 199-209. DOI: 10.7880/abas.0160803a
  14. Kaźmierczyk J. Technologiczne i społeczno-ekonomiczne determinanty zatrudnienia w sektorze bankowym w Polsce / J. Kaźmierczyk. Warszawa: Wydawnictwo CeDeWu, 2011.
  15. Kaźmierczyk J. Satisfaction of Polish bank employees with incentive systems: An empirical approach / J. Kaźmierczyk, E. Żelichowska // Baltic Region. 2017. Vol. 9. No 3. Pp. 82-112. DOI: 10.5922/2074-9848-2017-3-5
  16. Khan H. A Comparative Study on Job Satisfaction among Public and Private Banks Employees / H. Khan, S. Khan, N. Saif, M. S. Khan, F. Ullah, M. Phil // Gomal University Journal of Research. 2015. Vol. 31. Issue 1. Pp. 132-142.
  17. Kosiorek D. Aspekty badania satysfakcji pracowników / D. Kosiorek // Prace Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego we Wrocławiu. 2012. No 264. Pp. 199-208.
  18. Kulikowski K. Wykorzystanie wskaźników satysfakcji z pracy w procesie zarządzania ludźmi — zarys problemu i propozycja narzędzia badawczego // Organizacja i Kierowanie. 2016. No 1. Pp. 81-96.
  19. Kumar R. The Impact of Personal Variables on Job Satisfaction: A Study of Public Sector Bank Employees in India / R. Kumar // The IUP Journal of Organizational Behavior. 2016. Vol. 15. Issue 3. Pp. 40-58.
  20. Kumar V. Job Satisfaction: A Study of Public and Private Sector Employees / V. Kumar // Skyline Business Journal. 2013/2014. Vol. 9. Issue 1. Pp. 29-33.
  21. Locke E. A. Work Motivation and Satisfaction: Light at the End of the Tunnel / E. A. Locke, G. P. Latham // Psychological Science. 1990. Vol. 1. Issue 4. Pp. 240-246. DOI: 10.1111/j.1467-9280.1990.tb00207.x
  22. Özan M. B. The Effects of Social Capital Elements on Job Satisfaction and Motivation Levels of Teachers / M. B. Özan, T. Y. Özdemir, Z. Yaras // European Journal of Education Studies. 2017. Vol. 3. Issue 4. Pp. 49-68.
  23. Parveen M. A Comparative Study on job satisfaction between Registered Nurses and Other Qualified Healthcare Professionals / M. Parveen, K. Maimani, N. M. Kassim // International Journal of Healthcare Management. 2017. Vol. 10. No 4. C. 238-242.
  24. Parzinger M. J. The Impact of Organizational Context on Turnover and Job Satisfaction: A Multi-Analysis Study of Bank Employees / M. J. Parzinger, M. A. Lemons, K. McDaniel // International Journal of the Academic Business World. 2012. Vol. 6. Issue 1. Pp. 39-50.
  25. Robak E. Satysfakcja z pracy i jej wpływ na zachowania pracownicze / E. Robak // Zeszyty Naukowe Politechniki Częstochowskiej. Zarządzanie. 2013. No 9. Pp. 73-83.
  26. Schultz D. P. Psychologia a wyzwania dzisiejszej pracy / D. P. Schultz, S. E. Schultz // Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2012.
  27. Sharma E. A Comparative Analysis of Employee Satisfaction in Indian Commercial Banks / E. Sharma, M. Mani // IUP Journal of Organizational Behavior. 2012. Vol. 11. Issue 4. Pp. 38-61.
  28. Shrivastava A. Employee Perceptions of Job Satisfaction: Comparative Study on Indian Banks / A. Shrivastava, P. Pooja // Asian Academy of Management Journal. 2009. Vol. 14. Issue 2. Pp. 65-78.
  29. Singha P. Non IAS/IPS Sector: An Analysis of In-Depth Psychosocial Correlates behind the Job Satisfaction of the Employees / P. Singha, S. Raychaudhuri // Journal of Psychosocial Research. 2017. Vol. 12. No 1. Pp. 207-215.
  30. Sowińska A. Zadowolenie z pracy — problemy definicyjne / A. Sowińska // Studia Ekonomiczne Uniwersytetu Ekonomicznego w Katowicach. 2014. No 197. Pp. 45-56.
  31. Springer A. Wybrane czynniki kształtujące satysfakcję pracownika / A. Springer // Problemy Zarządzania. 2011. Vol. 9. No 4 (34). Pp. 162-180.
  32. Uzonwanne F. C. Pay Satisfaction and Career Satisfaction as Predictors of Organizational Commitment among Employee Leaders of Banks in North and Southwest Nigeria / F. C. Uzonwanne, C. L. Nwanzu // Journal of Management Research. 2017. Vol. 17. No 1. Pp. 9-21.
  33. Vorina A. An Analysis of the Relationship between Job Satisfaction and Employee Engagement / A. Vorina, M. Simonič, M. Vlasova // Economic Themes. 2017. Vol. 55. Issue 2. Pp. 243-262. DOI: 10.1515/ethemes-2017-0014
  34. Weiss H. M. Deconstructing Job Satisfaction. Separating Evaluations, Beliefs and Affective Experiences / H. M. Weiss // Human Resource Management Review. 2002. Vol. 12. Issue 2. Pp. 173-194. DOI: 10.1016/S1053-4822(02)00045-1
  35. Westover J. H. The Relationship between Job Satisfaction and Other Important Individual, Organizational, and Social Outcomes / J. H. Westover // The International Journal of Science in Society. 2011. Vol. 2. No 1. Pp. 63-76.
  36. Wnuk M. Organizational Conditioning of Job Satisfaction. A Model of Job Satisfaction / M. Wnuk // Contemporary Economics. 2017. Vol. 11. Issue 1. Pp. 31-43. DOI: 10.5709/ce.1897-9254.227
  37. Wudarzewski G. Satysfakcja z pracy — konceptualizacja pojęcia w świetle badań literaturowych / G. Wudarzewski // Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Bankowej we Wrocławiu. 2013. No 5(37). Pp. 321-344.
  38. Wudarzewski G. Wymiary i składniki satysfakcji z pracy w świetle wybranych koncepcji oraz perspektyw badawczych / G. Wudarzewski // Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Bankowej we Wrocławiu. 2016. Vol. 16. No 2. Pp. 123-151.
  39. Yeh Ch-H. A Study on the Management Styles and Job Satisfaction of Employees at Taiwan's Architectural Firms / Ch-H. Yeh, T-Y. Hsieh // International Journal of Organizational Innovation. 2017. Vol. 10. Issue 1. Pp. 185-204.
  40. Zalewska A. M. Skala satysfakcji z pracy — pomiar poznawczego aspektu ogólnego zadowolenia z pracy / A. M. Zalewska // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Psychologica. 2003. No 7. Pp. 49-61.