Некоторые тенденции развития российского высшего образования в цифровую эпоху

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Некоторые тенденции развития российского высшего образования в цифровую эпоху


Для цитирования: Шафранов-Куцев Г. Ф. Некоторые тенденции развития российского высшего образования в цифровую эпоху / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 4. С. 8-18. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-4-8-18

Об авторе:

Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, академик РАО, доктор философских наук, научный руководитель Тюменского государственного университета; shafranov-kutsev@utmn.ru

Аннотация:

Цель настоящей статьи — исследование некоторых закономерностей развития образования в цифровом обществе. Темпы и масштабы наступления цифровой эпохи определяют состояние системы образования. Показаны некоторые глобальные сдвиги в системе образования в цифровую эпоху, новейшие тенденции его развития. Новые информационные технологии открывают принципиально иные возможности для модернизации образования. В условиях технологического, товарного, информационного разнообразия меняются требования к образовательной деятельности. Главной проблемой молодежи является ориентация и навигация в условиях стремительных социально-культурных трансформаций. Основной задачей системы образования становится формирование носителей системных знаний, компетенций, генераторов новых идей и проектов. Высшее образование для молодежи становится социальным императивом, приобретает массовый характер. Возникает необходимость более широкого привлечения для его финансирования не только бюджетных средств, но и вложений из семейных бюджетов, различных структур гражданского общества.

Современное качественное образование — основной двигатель цифровой эпохи, нового постиндустриального технологического уклада. Инвестиции в образование ведут к накоплению человеческого капитала, что обеспечивает соответствующий уровень конкурентоспособности человека, нации, страны. Проведен анализ процессов формирования человеческого капитала. На материалах социологического исследования показаны процессы цифровизации работающей молодежи.

Увеличение продолжительности жизни, повышение пенсионного возраста привели к заметному росту образовательной активности населения старшего возраста, для которого переобучение, повышение квалификации необходимы для сохранения трудоспособности, занимаемой социальной ниши. Получают все более широкое распространение различные формы электронного дистанционного образования.

Список литературы:

  1. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века. URL: https://www.glazev.ru/articles/6-jekonomika
  2. ВЭФ: Россия на подъеме, но мир ждет новый кризис. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/09/26/10907894.shtml
  3. Кузнецова А. Р. Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны / А. Р. Кузнецова, В. А. Ягафарова // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 31.
  4. Майбуров И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России / И. Майбуров // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4. С. 3-13.
  5. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http://Минобрнауки.РФ 
  6. Профессиональное образование. Столица. 2015. № 2. С. 3-28.
  7. Профессиональное образование. Столица. 2017. № 8. С. 16. 
  8. Россия в ВТО: год после вступления. Том 2. С. 285.
  9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
  10. Шафранов-Куцев Г. Ф. О некоторых социологических закономерностях развития современного образования / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. № 2(2). 2015. C. 6-19.
  11. Шафранов-Куцев Г. Ф. Профориентационные практики вуза / Г. Ф. Шафранов-Куцев, С. Н. Толстогузов. М., 2014. С. 41. 
  12. Internet Live Stats. URL: http://www.internetlivestats.com/internet-users-by-country/ (accessed on 27 August 2017).