Социальная ответственность и конкурентоспособность компании: концептуальный анализ

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
Социальная ответственность и конкурентоспособность компании: концептуальный анализ


Для цитирования: Аникеева О. П. Социальная ответственность и конкурентоспособность компании: концептуальный анализ / О. П. Аникеева, Л. М. Симонова, А. Х. Хасанова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 3. С. 226-241. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-3-226-241

Об авторах:

Аникеева Оксана Петровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, Тюменский государственный университет; anikeeva72@list.ru

Симонова Людмила Михайловна, доктор экономических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования», Тюменский государственный университет; lsim@utmn.ru

Хасанова Алина Хадитовна, магистр, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Тюменский государственный университет; khasanova_alina93@mail.ru

Аннотация:

В статье представлен обзор существующих подходов к изучению взаимосвязи социальной ответственности и конкурентоспособности компании. Предпринята попытка систематизации дискуссии о роли, вкладе, влиянии и взаимообусловленности социальной ответственности, ее управленческих преимуществ, социально-экономических эффектов и финансовой эффективности, устойчивости и конкурентоспособности компании. Представлен ряд традиционных теоретических подходов к анализу взаимосвязи социальной ответственности, финансовой эффективности, конкурентоспособности компании; определена их сущность. Выделены направления эмпирических исследований, посвященных изучению взаимосвязи социальной ответственности и эффективности компании; дана их характеристика; показана хронология становления и развития; проведен критический анализ. Изучена эволюция становления и развития подходов и методов эмпирических исследований в данной предметной области, полученные результаты позволили агрегировать наиболее популярные из них. Наряду с зарубежным представлен отечественный опыт эмпирических исследований, посвященных изучению взаимосвязи социальной ответственности и эффективности компании; показан вклад авторов в его становление и развитие. Проведен критический анализ существующих подходов и практик эмпирических исследований.

Представляется, что полученные результаты позволят улучшить существующее представление о порядке соотношения влияния социальной ответственности, ее управленческих преимуществ и социально-экономических эффектов на эффективность функциональной деятельности, устойчивое развитие и конкурентоспособность компании в условиях повышения ее общественной отдачи.

Результаты исследования позволяют предметно рассмотреть и раскрыть механизмы связи экономического и социального развития социально ответственных компаний; прагматично оценить управленческие преимущества концепции социальной ответственности. Ввиду возрастающей унификации национальных практик корпоративного управления и распространения стандартов социальной ответственности маржинальная ценность накопленного опыта в данной области исследований становится более универсальной.

Список литературы:

  1. Алгоритм успеха. Денежный интерес. Влияет ли социальная деятельность бизнеса на его финансовые показатели? // Алгоритм успеха. 2012. № 3(8). С. 4-5
  2. Аникеева О. П. Социальная ответственность организации: функции, оценка и эффективность: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.03 / О. П. Аникеева. Тюмень, 2012. 27 с.
  3. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление / Ю. Е. Благов // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 3. С. 17-34. 
  4. Гизатуллин А. В. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансовая эффективность компании / А. В. Гизатуллин // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 1. С. 35-66.
  5. Ивашковская И. В. Модель корпоративного управления на основе стоимости для стейкхолдеров / И. В. Ивашковская // Финансы: Теория и Практика. 2010. № 2. С. 29-35.
  6. Abbott W. F. On the Measurement of Corporate Social Responsibility: Self-Reported Disclosures as a Method of Measuring Corporate Social Involvement / W. F. Abbott, R. J. Monsen // Academy of Management Journal. 1979. Vol. 22. No 3. Pp. 501-515. DOI: 10.2307/255740
  7. Aldag R. J. Empirical Studies of Corporate Social Performance and Policy: A Survey of Problems and Results / R. J. Aldag, K. M. Bartol // Research in Corporate Social Performance and Policy. 1978. No 1. Pp. 165-199.
  8. Aupperle K. E. An Empirical Examination of the Relationship between Corporate Social Responsibility and Profitability / K. E. Aupperle, A. B. Carroll, J. D. Hatfield // Academy of Management Journal. 1985. Vol. 28. No 2. Pp. 446-453. DOI: 10.2307/256210
  9. Aupperle K. E. An Expanded Investigation into The Relationship of Corporate Social Responsibility and Financial Performance / K. E. Aupperle, D. Van Pham // Employee Responsibilities and Rights Journal. 1989. Vol. 2. No 4. Pp. 263-274. DOI: 10.1007/BF01423356
  10. Barnett M. L. Unpacking Social Responsibility: The Curvilinear Relationship between Social and Financial Performance / M. L. Barnett, R. M. Salomon // Strategic Management Journal. 2002. No 1. Pp. B1-B6. DOI: 10.5465/APBPP.2002.7519488
  11. Cochran P. L. Corporate Social Responsibility and Financial Performance / P. L. Cochran, R. A. Wood // Academy of Management Journal. 1984. Vol. 27. No 1. Pp. 42-56. DOI: 10.2307/255956
  12. Davenport K. Corporate Citizenship: A Stakeholder Approach for Defining Corporate Social Performance and Identifying Measures for Assessing It / K. Davenport // Business and Society. 2000. Vol. 39. No 2. Pp. 210-219. DOI: 10.1177/000765030003900205
  13. Donaldson T. The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications / T. Donaldson, L. Preston // Academy of Management Review. 1995. Vol. 20, No 1. Pp. 65-91.
  14. Freeman E. Strategic Management: a Stakeholder Approach / E. Freeman. Boston: Pitman, 1984. P. 276. 
  15. Fombrun C. What's in a Name? Reputation Building and Corporate Strategy / C. Fombrun, M. Shanley // Academy of management Journal. 1990. Vol. 33. No 2. Pp. 233-258. DOI: 10.2307/256324
  16. Griffin J. J. The Corporate Social Performance and Corporate Financial Performance Debate: Twenty-Five Years of Incomparable Research / J. J. Griffin, J. F. Mahon // Business and Society. 1997. March. Vol. 36. No 1. Pp. 5-31.
  17. Margolis J. D. Misery Loves Companies: Rethinking Social Initiatives by Business / J. D. Margolis, J. P. Walsh // Administrative Science Quarterly. 2003. Vol. 48. No 2. Pp. 268-305. DOI: 10.2307/3556659
  18. McWilliams A. Corporate Social Responsibility: A Theory of the Firm Perspective / A. McWilliams, D. Siegel // The Academy of Management Review. 2001. Vol. 26. No 1. Pp. 117-127.
  19. O'Neill H. M. Board Members, Corporate Social Responsiveness and Profitability: Are Tradeoffs Necessary? / H. M. O'Neill, C. B. Saunders, A. D. McCarthy // Journal of Business Ethics. 1989. Vol. 8. No 5. Pp. 353-357. DOI: 10.1007/BF00381726
  20. Orlitzky M. Corporate Social and Financial Performance: A Meta-Analysis / M. Orlitzky, F. L. Schmidt, S. L. Rynes // Organization Studies. 2003. Vol. 24(3). Pp. 403-441. DOI: 10.1177/0170840603024003910
  21. Pava M. L. The Association between Corporate Social-Responsibility and Financial Performance: The Paradox of Social Cost / M. L. Pava, J. Krausz // Journal of Business Ethics. 1996. Vol. 15. No 3. Pp. 321-357. DOI: 10.1007/BF00382958
  22. Peloza J. The Missing Link between Corporate Social Responsibility and Financial Performance: Stakeholder Salience and Identification / J. Peloza, L. Papania // Corporate Reputation Review. 2009. Vol. 11. No 2. Pp. 169-181. DOI: 10.1057/crr.2008.13
  23. Preston L. E. The Corporate Social-Financial Performance Relationship: A Typology and Analysis / L. E. Preston, D. P. O’Bannon // Business and Society, 1997. Vol. 36. No 4. Pp. 419-429. DOI: 10.1177/000765039703600406
  24. Ramanathan K. V. Toward a Theory of Corporate Social Accounting / K. V. Ramanathan // The Accounting Review. 1976. Vol. 51. No 3. Pp. 516 518.
  25. Sonnenfeld J. Measuring Corporate Social Performance / J. Sonnenfeld // Academy of Management Proceedings. 1982. Pp. 371-375.
  26. Turker D. Measuring Corporate Social Responsibility: A Scale Development Study / D. Turker // Journal of Business Ethics. 2009. Vol. 85. No 4. Pp. 411-427. DOI: 10.1007/s10551-008-9780-6
  27. Vance S. G. Are Socially Responsible Corporations Good Investment Risks? / S. G. Vance // Management Review. 1975. Vol. 64. No 8. Pp. 18-24.
  28. Waddock S. A. The Corporate Social Performance-Financial Performance Link / S. A. Waddock, S. B. Graves // Strategic Management Journal. 1997. Vol. 18. No 4. Pp. 303-319. DOI: 10.1002/(SICI)1097-0266(199704)18:4<303::AID-SMJ869>3.0.CO;2-G
  29. Wokutch R. E. Corporate Sinners and Saints: The Effects of Philanthropic and Illegal Activity on Organizational Performance / R. E. Wokutch, B. A. Spencer // California Management Review. 1987. Vol. 29. No 2. Pp. 62-77. DOI: 10.2307/41165239