Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
О пределах специализированности административной юстиции


Для цитирования: Клеандров М. И. О пределах специализированности административной юстиции / М. И. Клеандров // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 3. С. 87-98. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-3-87-98

Об авторе:

Клеандров Михаил Иванович, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН (г. Москва); mklean@ksrf.ru

Аннотация:

Доклад на указанную в заголовке настоящей статьи тему автором был сделан на состоявшихся в Тюменском государственном университете 29-30 сентября 2016 г. 2-х Сибирских правовых чтениях «Административная юстиция: сравнительный и российский контексты». Рассматривается ситуация, сложившаяся в организационно-правовом механизме отечественной административной юстиции после принятия 8 марта 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ. Обосновывается пятью тезисами положение о несовершенстве сложившейся ситуации.

Актуальность темы, определяемой в статье, заключается — на основе комплексного и системного подходов — в обосновании (впервые в юридической науке) необходимости модернизации всех трех составляющих — судоустройственной, судопроизводственной и судейско-статусной — организационно-правового механизма отечественной юстиции. В этом также заключается и научная новизна поставленной в статье проблемы и предложения путей ее решения.

Целью исследования является выработка предложений о создании в России самостоятельной четырехзвенной административно-судебной системы РФ с закреплением за каждым звеном системы собственных юрисдикционных полномочий, обладающих институциональной независимостью.

Методологической основой настоящего исследования послужил диалектический метод познания и обусловленные им общенаучные и частнонаучные методы исследования. Использовался также метод диалектического понимания процессов исторического развития механизма отечественной административной юстиции, позволивший обратиться к феномену принятия Государственной Думой РФ в ноябре 2000 г. в первом чтении проекта Федерального конституционого закона «Об административных судах в Российской Федераци», так и не дошедшего до второго чтения. Были также применены и частнонаучные методы исследования — технико-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой и иные.

В статье рассмотрено состояние современного административного судоустройства, специализированность которого ограничена как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции административными коллегиями; современного административного судопроизводства, которое оставляет за пределами урегулированности Кодексом административного судопроизводства РФ целый ряд правоотношений, и т. д.

В качестве кратких выводов рассмотренных в статье проблем следует назвать обоснование и предложение модели самостоятельного организационно-правового механизма федеральной административно-правовой юстиции в виде самостоятельной, выделенной из ныне функционирующей системы судов общей юрисдикции страны, административно-судебной системы РФ, центром которой будет служить Высший Административный Суд РФ.

Список литературы:

  1. Власов Е. В. Проблемы доступности судебного представительства в административном судопроизводстве / Е. В. Власов // Российское правосудие. 2016. № 7 (123). С. 23-32.
  2. Тарибо Е. В. О неопределенности переходных законодательных норм (на примере Кодекса административного судопроизводства) / Е. В. Тарибо // Журнал конституционного правосудия. 2016. № 3(51). С. 12-13.
  3. Чиновник перед высшим судом // Российская газета. Федеральный выпуск № 4803 от 2 декабря 2008 г.