Выпуск:
2017. Том 3. №2Об авторе:
Ефанов Александр Александрович, кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики, Оренбургский государственный педагогический университет; yefanoff_91@mail.ruАннотация:
В неоинформационном обществе Интернет является основным полем для инспирирования моральных паник. Обилие в Сети информации, разрушающей моральную целостность социума, свободный доступ к ней в неограниченном объеме создают в сознании индивидов ощущение приближающейся социальной катастрофы, порождая стигмы и фобии — первооснову моральной паники. Инструментом конструирования моральной паники становятся интерактивные ресурсы Интернета — форумы и социальные сети, которые нередко распространяют фейковую информацию, тем самым порождая слухи и сплетни.
Предметом рассмотрения настоящей статьи являются механизмы трансформации моральных паник в условиях модернизации информационного общества. В фокусе социологического изучения — аффективные реакции индивидов на распространение так называемых «групп смерти» в социальных сетях. Используется комплекс методов: количественный контент-анализ; дискурс-анализ; вторичный анализ статистических данных. Базой исследования стали выпуски информационных программ федеральных и региональных телеканалов, а также «посты» пользователей социальных сетей. Хронологические рамки исследования: январь — апрель 2017 г.
По итогам проведенного исследования делается вывод, что явление в отношении распространения «групп смерти» в социальных сетях представляет собой моральную панику второго порядка. Она конструировалась по аналогичной модели с моральными паниками 1990-х гг., связанными с игроманией подростков в США и виртуализацией жизни школьников (просвещением в вопросах секса и пропагандой насилия посредством информационно-коммуникационных технологий) в России. Основное отличие данной моральной паники заключается в высшей степени демонизации виртуальной сети. Несмотря на отсутствие статистических данных о резком увеличении суицидальных случаев среди подростков в результате распространения «групп смерти» в социальных сетях, широкое обсуждение проблемы и оперирование технологией эмотивно-морализаторского дискурса (в том числе со стороны первых лиц государства) смогло спровоцировать аффективные реакции в обществе. «Жизненный цикл» моральной паники составил четыре месяца. Ее рецессия произошла в результате падения медиа-интереса к явлению (ввиду отсутствия фактов о реальных жертвах «групп смерти»).
Ключевые слова:
Список литературы: