Геронтообразование как способ сокращения межкультурной дистанции поколений

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
Геронтообразование как способ сокращения межкультурной дистанции поколений


Для цитирования: Сорокин Г. Г. Геронтообразование как способ сокращения межкультурной дистанции поколений / Г. Г. Сорокин, В. В. Гаврилюк // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том. 3. № 2. С. 36-52. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-2-36-52

Об авторах:

Сорокин Геннадий Геннадьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и математики, Тюменский индустриальный университет; sgena1@yandex.ru

Гаврилюк Вера Владимировна, доктор социологических наук, профессор, Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский индустриальный университет; gavriliuk@list.ru

Аннотация:

В статье анализируются причины и специфика конфликта молодежи и старшего поколения в современном обществе. Данный анализ необходим для поиска путей реинтеграции пожилых людей во все сферы общественной жизни. На характер взаимодействия поколений существенное влияние оказывает фактор дефицита в обществе сфер бесконфликтного взаимодействия молодежи и пожилых людей. Одной из таких сфер являются практики образования старшего поколения. В работе исследуются аспекты взаимодействия субъектов программ геронтообразования: ценностный (взаимодействие различных систем ценностей), статусный (взаимодействие социальных ролей ученика и учителя), культурный (взаимодействие различных типов социализации). Опыт предотвращения и разрешения межпоколенческих конфликтов, накопленный геронтообразованием, может быть экстраполирован на практики взаимодействия поколений в различных сферах общественной жизни. Авторы приходят к выводу о целесообразности разработки стратегии сближения поколений, основывающейся на высокой оценке их представителями образования как жизненной ценности. Данная стратегия может быть реализована в рамках программ образования старшего поколения. Содействие установлению межпоколенческого диалога в обществе определяется авторами в качестве одной из миссий современного геронтообразования.

Список литературы:

  1. Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ / В. Д. Альперович. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1998. 104 с.
  2. Беспалова Ю. М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) / Ю. М. Беспалова, С. М. Герцен // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. № 4. С. 117-126.
  3. Гаврилюк В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.
  4. Давыдовский И. В. Геронтология / И. В. Давыдовский. М.: Медицина, 1966. 300 с.
  5. Ключарев Г. А. Непрерывное образование и потребность в нем / Г. А. Ключарев и др.; отв. ред. Г. А. Ключарев; ИКСИ РАН. М.: Наука, 2005. 173 с. 
  6. Кононыгина Т. М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей / Т. М. Кононыгина. Орел: Красная строка, 2006. 168 с.
  7. Литвинова Н. П. Высшая народная школа в Санкт-Петербурге: опыт, проблемы, перспективы / Н. П. Литвинова, Т. В. Мухлаева, Е. А. Соколовская // Высшая народная школа: вчера, сегодня, завтра. Материалы по проекту «Подготовка менеджеров для высших народных школ» / под ред. Н. П. Литвиновой, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. СПб.: Тускарора, 2005. C. 46-49.
  8. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм; пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. 700 с.
  9. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид; пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.
  10. Постникова М. И. Исследование ценностей современных россиян в контексте межпоколенных отношений / М. И. Постникова // Изучение ценностей поколений в России: материалы международного конгресса «Психология XXI столетия». Т. 2 / под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2008. С. 147-149.
  11. Семёнова В. В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения / В. В. Семёнова // Судьбы людей: Россия XX век. Биография семей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996. С. 326-354. 
  12. Семёнова В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / В. В. Семенова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 271 с.
  13. Смолькин А. А. Социокультурная динамика отношения к старости: дис. кан. социол. наук / А. А. Смолькин. Саратов, 2004. 144 с.
  14. Финдайсн Д. Солидарность и взаимосвязь поколений. Диалог поколений. Образование и обучение от поколения к поколению / Д. Финдайсн // Активное долголетие: актуальные тенденции в социальной политике и практике: материалы Международной научно-практической конференции. Туймазы: Туймазинский вестник, 2015. С. 134-143.
  15. Хайруллин Р. Х. Развитие проекта ВОЗ «Город, где старость в радость, — город для всех возрастов» в г. Туймазы / Р. Х. Хайруллин // Активное долголетие: актуальные тенденции в социальной политике и практике. Материалы международной научно-практической конференции. Туймазы: Туймазинский вестник, 2015. С. 181-184.
  16. Шапошникова Д. Т. Формы наднационального образования в России / Д. Т. Шапошникова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 2. С. 88-96.
  17. Яцемирская Р. С. Психопатология пожилого и старческого возраста: курс лекций / Р. С. Яцемирская. М.: Издательство МГСУ, 2002. 192 с.
  18. Bengston V. L. Is the “Contract between Generations” Changing? Effects of Population Aging on Obligations and Expectations Across Age Groups / V. L. Bengston // The Changing Contract between Generations / edited by V. L. Bengston and W. A. Achenbaum. N. Y.: Aldine de Gruyter, 1993.