Динамика и возможности развития социальных коммуникаций на уровне регионов России

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Динамика и возможности развития социальных коммуникаций на уровне регионов России


Для цитирования: Ромашкина Г. Ф. Динамика и возможности развития социальных коммуникаций на уровне регионов России / Г. Ф. Ромашкина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3, № 1. С. 84-99. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-1-84-99

Об авторе:

Ромашкина Гульнара Фатыховна, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике, Тюменский государственный университет; g.f.romashkina@utmn.ru

Аннотация:

Современный мир часто называют сетевым вслед за М. Кастельсом и особую роль в нем играют коммуникации. Автор данной статьи соглашается с Дж. Тернером в понимании социальных сетей как пространства узлов и потоков — материальных, символических и эмоциональных. Важно, что производство, хранение, обмен и структурация этих коммуникаций во многом определяется технологиями и их дигитализацией. Важной характеристикой социальных сетей также является конкуренция между узлами за уровень значимости. Учитывая, что весь мир быстро развивается, переконфигурируя глобальные сети влияния и власти, исключая из сети незначимые или слабые узлы, региональный социум (как пространство мест) рискует отстать от этой конкуренции и на коммуникативном уровне, что равносильно структурной маргинализации. Поэтому то, с какой скоростью, каким образом и под воздействием каких факторов региональный социум включается в глобальные сетевые коммуникации, фактически является оценкой его конкурентных возможностей. Данная статья посвящена попытке анализа того, как развиваются социальные коммуникации, понимаемые в качестве идентификации сетей взаимоотношений по оси «свой-чужой» на примере регионального социума. Социальные коммуникации, как известно, быстрее и легче проникают в сети, если контрагент воспринимается как «свой», если в процессе коммуникации снимаются национальные, религиозные, территориальные, ментальные или иные барьеры.

Эмпирическая база исследования получена за 10 лет мониторинга, проводимого социологами Тюменского государственного университета при финансовой поддержке РГНФ. Также использовались данные всероссийского проекта «Социокультурные портреты регионов России» под руководством Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН. В статье проверяются гипотезы о том, что уровень готовности социума к включению в глобальные сети коммуникаций прямо связан с отношениями «доверия-коммуникации-идентификации» по шкале «свой-чужой». Прямое гражданское участие в России — стране с развивающейся демократией, снижает уровень институционального доверия, но повышает сетевую коммуникацию.

Список литературы:

  1. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Н. И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с. 
  2. Когай Е. А. Социальные практики гражданского участия: характеристики и оценки / Е. А. Когай // Вестник Воронежского государственного университета. История. Политология. Социология. 2014. № 2. С. 62-66. 
  3. Социокультурная динамика — портрет Тюменской области: колл. монография / науч. ред. Г. Ф. Ромашкина, В. А. Давыденко. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та. 2015. 358 с. 
  4. Brehm J. Individual-level Evidence for the Causes and Consequences of Social Capital / J. Brehm, W. Rahn //American Journal of Political Science. 1997. Vol. 41. No 3. Pp. 999-1023. DOI: 10.2307/2111684
  5. Castells M. Communication Power / M. Castells. Oxford University Press. 2009. 
  6. Cook K. S. Two approaches to social structure: Exchange theory and network Analysis. / K. S. Cook, J. M. Whitmeyer // Annual Review of Sociology. 1986. Vol. 12. Palo Alto, CA: Annual Review Co. 
  7. Greeting Т. Sins of the Father: Does Scandalous News Undermine Social Trust? / Т. Greeting, J. Linneman. Paper presented at the International Communication Association Conference. Montreal (Canada). 2008. May 23-26. 
  8. Hammond A. The Next 4 Billion: Market Size and Business Strategy and the Base of the Pyramid / A. Hammond. Washington (DC): World Resources Institute, 2007. 
  9. Held D. Global Covenant: The Social Democratic Alternative to the Washington Consensus / D. Held. Cambridge: Polity Press, 2004. Held D., Kaya A. Global Inequality: Patterns and Explanations, Cambridge: Polity Press, 2006. 
  10. Marx K. Grundrisse der Kritik der politichess Okonomie (Outlines of the Critique of Political Economy) / K. Marx. Berlin: Akademie Verlag. 1953. P. 176. 
  11. Monge P. Theories of Communication Networks / P. Monge, N. Contractor. Oxford: Oxford University Press, 2003. 
  12. Mulgan G. Communication and Control: Networks and the New Economies of Communication / G. Mulgan. Cambridge: Polity Press, 1991. 
  13. Norris P. A Virtuous Circle: Political Communications in Postindustrial Societies / P. Norris. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. DOI: 10.1017/CBO9780511609343
  14. Putnam R. D. Tuning in, Tuning out: the Strange Disappearance of Social Capital in America / R. D. Putnam // PS: Political Science and Politics. 1995. Vol. 28. No 4. Pp. 664-683. DOI: 10.1017/S1049096500058856
  15. Patterson M. Global Warming and Global Politics / M. Patterson. L: Routledge, 1996. Patterson T, Out of Order. N.Y.: A. Knopf, 1993. 
  16. Robinson R. V. Is Trust in Others Declining in America? An Age-Period-Cohort Analysis / R. V. Robinson, E. F. Jackson // Social Science Research. 2001. Vol. 30. No 1. Pp. 117-145. DOI: 10.1006/ssre.2000.0692
  17. Robinson M. J. American Political Legitimacy in an Era of Electronic Journalism: Reflections on the Evening News / M. J. Robinson; ed. by D. Cater, R. Adler // Television as a Social Force: New Approaches to TV Criticism. N.Y.: Praeger, 1975. Pp. 97-139. 
  18. Turner J. H. The structure of sociological theory / J. H. Turner. 5th ed. Belmont: 1991.