Этнорегиональное образование как социальный институт: особенности функционирования в Сибири

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Этнорегиональное образование как социальный институт: особенности функционирования в Сибири


Об авторе:

Любимова Елена Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
e.a.lyubimova@utmn.ru; https://orcid.org/0000-0002-8420-0514

Аннотация:

В статье рассмотрены институциональные характеристики отечественного этнорегионального образования на примере коренных малых народов Севера (КМНС). Цель исследования — выявление особенностей функционирования указанного социального института. Этнорегиональная образовательная система на Крайнем Севере детерминирована поликультурностью и полиэтничностью этих регионов, необходимостью сохранения целостности культурно-образовательного пространства России. Образовательный социальный институт включает международный, метарегиональный, региональный, локальный уровни, что предъявляет особые требования к координации его деятельности.

Образование детей из числа КМНС является частью системы образования России, которая реализуется с учетом права обучения на родном языке. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера функционируют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учетом традиционного образа жизни.

В статье приведены наиболее значимые результаты социологического исследования «Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого Автономного Округа», выполненного в 2016 г. по заказу Ямало-Ненецкой окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ (руководитель — Г. Ф. Шафранов-Куцев, д. филос. н., профессор, научный руководитель ТюмГУ, академик РАО), которые касаются функционирования института образования детей из числа КМНС. В частности, выявлены приоритетные качества учителя национальной школы; главные задачи национальной школы для детей народностей Крайнего Севера; характеристики кочевой школы и ее места в современной образовательной среде региона. Участники исследования характеризуют кочевую школу как ресурсную форму дошкольного образования.

Выявлены общие трудности, снижающие эффективность функционирования образовательного социального института. Особого внимания требуют: непрерывность и преемственность обучения; формы и организационные условия обучения; содержание образовательных программ, материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Всероссийская перепись населения, 2010. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.html 
  2. Головин А. Ф. Кочевая школа как социально-педагогическая основа формирования системы образования на Крайнем Севере: пути становления и проблемы развития / А. Ф. Головин // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 252-271.
  3. Жиркова С. Г. Кочевая школа: история и современность / С. Г. Жиркова // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 276-284.
  4. Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики. URL: http://sovetnational.ru/opyit-rossii-po-kochevyim-shkolam-byil-predstavlen-vo-vremya-pervoj-nedeli-p... 
  5. Любимова Е. А. Учитель в системе образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера (по результатам серии фокус-групповых интервью) / Е. А. Любимова // в кн.: Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого автономного округа: Информационно-аналитический материал по итогам социологического исследования. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2016. 168 с.
  6. Неустроев Н. Д. Социализация детей, ведущих кочевой образ жизни с родителями / Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 226-229.
  7. Permanent Forum on Indigenous Issues Report on the fifteenth session (9-20 May 2016). United Nations. New York, 2016. URL: http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/2016/15th session/Report_of_the_Permanent_Forum_15th_Session_unedited.pdf 
  8. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2012 № 1906-р (ред. от 18.02.2015) «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136517 
  9. Реализация ценностного подхода в образовании: коллективная монография / отв. ред. Л. А. Ибрагимова, О. И. Истрофилова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 153 с.
  10. Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, 2012. 292 с.