Выпуск:
2016. Том 2. №3Об авторе:
Яркова Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Тюменский государственный университет; mimus.lena@mail.ruАннотация:
Статья посвящена проблеме реформирования системы отечественного высшего образования. Автор полагает, что на сегодняшний день основной является стратегия догоняющей модернизации, обрекающая российское образование на вечное отставание и повторение чужих ошибок. В статье представлен сжатый анализ таких явлений, как прагматизация, утилитаризация, сервилизация, унификация образовательных систем, возникающих в результате невыборочного заимствования. Демонстрируется, почему насаждение этих, в целом позитивных, феноменов на российскую культурную почву может привести к негативным последствиям.
Теоретико-методологическим основанием, от которого отталкивается автор в своем понимании эффективных стратегий реформирования российской системы высшего образования, выступает теория самоорганизации. Согласно ее идеям новый порядок произрастает изнутри, как некоторый, естественно сформировавшийся каркас, а не навязанная извне, искусственно надстроенная конструкция.
Главной идеей статьи является утверждение, что в современном глобальном мире, основным принципом существования которого является принцип «выживания сильнейшего» (т. е. того, кто способен создавать уникальные технологии), имитационный путь развития есть «дорога в никуда». Безальтернативный способ реформирования в этом мире — опора на самоорганизацию, не нивелирующую лучшие достижения и самобытность, но культивирующую их.
В качестве причин приверженности модели догоняющей модернизации автором определяются: неверие государственных лидеров в «интеллектуальный гений» своего народа, сложившаяся веками традиция преклонения перед Западом, отсутствие продуктивного диалога между правящей и интеллектуальной элитами России.
Ключевые слова:
Список литературы: