Реформа российского высшего образования: поиск ответов на вызовы глобализации

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2016. Том 2. №3

Название: 
Реформа российского высшего образования: поиск ответов на вызовы глобализации


Об авторе:

Яркова Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Тюменский государственный университет; mimus.lena@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена проблеме реформирования системы отечественного высшего образования. Автор полагает, что на сегодняшний день основной является стратегия догоняющей модернизации, обрекающая российское образование на вечное отставание и повторение чужих ошибок. В статье представлен сжатый анализ таких явлений, как прагматизация, утилитаризация, сервилизация, унификация образовательных систем, возникающих в результате невыборочного заимствования. Демонстрируется, почему насаждение этих, в целом позитивных, феноменов на российскую культурную почву может привести к негативным последствиям.

Теоретико-методологическим основанием, от которого отталкивается автор в своем понимании эффективных стратегий реформирования российской системы высшего образования, выступает теория самоорганизации. Согласно ее идеям новый порядок произрастает изнутри, как некоторый, естественно сформировавшийся каркас, а не навязанная извне, искусственно надстроенная конструкция.

Главной идеей статьи является утверждение, что в современном глобальном мире, основным принципом существования которого является принцип «выживания сильнейшего» (т. е. того, кто способен создавать уникальные технологии), имитационный путь развития есть «дорога в никуда». Безальтернативный способ реформирования в этом мире — опора на самоорганизацию, не нивелирующую лучшие достижения и самобытность, но культивирующую их.

В качестве причин приверженности модели догоняющей модернизации автором определяются: неверие государственных лидеров в «интеллектуальный гений» своего народа, сложившаяся веками традиция преклонения перед Западом, отсутствие продуктивного диалога между правящей и интеллектуальной элитами России.

Список литературы:

  1. Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Дж. Дьюи. М.: Логос, 2001. 168 с. 
  2. Загвязинский В. И. О методологических основаниях реформирования российского образования / В. И. Загвязинский // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 5-9. 
  3. Панфилова Т. В. Реформирование высшего образования в России: демократизация или бюрократизация? / Т. В. Панфилова //Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 65-72. 
  4. Федотова В. Г. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / В. Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2002. 208 с. 
  5. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новые сценарии подготовки квалифицированных рабочих в системе российского профессионального образования (размышления социолога) / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 6-20. 
  6. Яркова Е. Н. История и методология науки / Е. Н. Яркова. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2007. 320 с. 
  7. Barrow R. Plato, utilitarianism and education / R. Barrow. London; New York: Routledge. 2010. 
  8. Tarrant I. Satisfied Fools: Using J. S. Mill’s Notion of Utility to Analyse the Impact of Vocationalism in Education within a Democratic Society / I. Tarrant, J. Tarrant // Journal of Philosophy of Education. 2004. Vol. 38. No 1. Pp. 107-120. DOI: 10.1111/j.0309-8249.2004.00366.x