Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2016. Том 2. №2

Название: 
Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования


Об авторах:

Волосникова Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, директор Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета; volosnikova@yandex.ru

Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; EfimovaGZ@gmail.com

Аннотация:

В статье представлены результаты социологического опроса преподавателей государственных вузов Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Основной целью исследования стало выявление отношения преподавателей к инклюзивному образованию и уровня готовности работать в инклюзивной образовательной среде. Так как инклюзия в широком смысле представляет собой признание разнообразия в образовательной среде, предметом анализа стал один из ее аспектов — совместное обучение здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). По результатам исследования выявлено позитивное отношение преподавателей высших учебных заведений региона к совместному обучению здоровых студентов и лиц с ОВЗ. Абсолютное большинство респондентов сформулировали положительные эффекты инклюзии как для студентов с ОВЗ, так и для здоровых студентов, и для обществ в целом. При этом лишь четверть респондентов ощущают себя профессионально и психологически готовыми к работе со студентами с ОВЗ.

По результатам исследования, представленных на заседании Совета ректоров Тюменской области, принято решение о развитии инклюзивной образовательной среды в вузах региона.

Список литературы:

  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83–92. 
  2. Алехина С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога / С. В. Алехина // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №4 (22). С. 117–127. 
  3. Карынбаева О. В. Подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях. Дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук / О. В. Карынбаева. Тольятти, 2015. 
  4. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года. URL: http://base.garant.ru
  5. Кулагина Е. В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования / Е. В. Кулагина // Социологические исследования. 2015. №9. С. 94–101. 
  6. Любавина Н. В. Инклюзивное и интегрированное обучение для детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности / Н. В. Любавина // Социологические исследования. 2013. № 9. C. 64–69. 
  7. Малярчук Н. Н. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 251–267. 
  8. Отчет Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах мониторинга системы образования за 2014 год. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/455/%D1%84%D0%B0%D0%B9...
  9. Певзнер М. Н. Подготовка педагогов к работе в гетерогенной среде: концепция и ожидаемые результаты нового международного проекта / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, А. Г. Ширин // Непрерывное образование. СПб: АППО, 2014. Вып. 4. С. 4–10.
  10. Ярская В. Н. Инклюзивная культура социальных сервисов / В. Н. Ярская, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133–140. 
  11. Abu-Hamour B. Faculty Attitudes toward SD in a Public University in Jordan / Bashir Abu-Hamour // International Education Studies. 2013. Vol. 6. No 12. 
  12. Antonak R. F. Measurement of Attitudes towards Persons with Disabilities / R. F. Antonak, H. Livneh // Disability and Rehabilitation. 2000. № 22(5). Pp. 211–224. 
  13. Baggett D. A Study of Faculty Awareness of Students with Disabilities / D. Baggett // Paper presented at the annual meeting of the National Association for Developmental Education. Kansas City: MO, 1994. 
  14. García-Fernández J. M. Attitudes towards Disability in Education through the SSCI (2000–2011): A Topical and Bibliometric Analysis / J. M. García-Fernández, C. J. Inglés, M. V. Maria Vicent Juan, C. Gonzálvez-Macià, C. Mañas-Viejo // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2013. Vol. 11. No 1. Pp. 139–166. 
  15. Rao S. Faculty Attitudes and Students with Disabilities in Higher Education: A Literature Review / S. Rao // College Student Journal. 2002. No 38 (2). Pp. 191–198. 
  16. Thompson A. R. Faculty Knowledge of Disability Laws in Higher Education: A Survey / A. R. Thompson, L. Bethea, J. Turner // Rehabilitation Counseling Bulletin. 1997. No 40. Pp. 166–181. 
  17. Vogel S. Students with Learning Disabilities in Higher Education: Faculty Attitude and Practices / S. Vogel, Y. Leyser, S. Wyland, A. Brulle // Learning Disabilities Research & Practice. 1999. No 14 (3). Pp. 173–186. 
  18. Williamson P. T. Attitudes of the Troy State University Dothan Faculty toward Students with Disabilities. Doctoral dissertation / P. T. Williamson. Auburn University, 2000. World Cat, OCLC: 44857670.