Аспекты налоговой политики: направления эффективности на региональном уровне

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Аспекты налоговой политики: направления эффективности на региональном уровне


Об авторах:

Огородникова Ирина Ивановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Финансово-экономического института Тюменского государственного университета; iogorodn@yandex.ru

Сысоев Владимир Владимирович, депутат государственной Думы, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии; referent-vVs@hotmail.com

Аннотация:

Налоговые платежи предопределяют бюджетную составляющую и возможность осуществления расходов, обеспечивающих реализацию функций государства на территориальном уровне. Проведенное исследование показывает зависимость между экономическим потенциалом региона, налоговой культурой налогоплательщика и налоговой политикой, которую осуществляют органы власти. Централизованность собираемости налогов выражается в перераспределении налоговых платежей между уровнями бюджетной системы, что является выполнением принципа ее построения, а именно — разграничения доходов и расходов.
Ограниченный природный потенциал Тюменской области (в сравнении с субъектами ХМАО и ЯНАО) не позволяет бюджету субъекта увеличивать доходную налоговую базу за счет налоговых платежей, но создание интегрированных систем сотрудничества на взаимовыгодных условиях обеспечивает налоговые поступления в региональный бюджет на уровне 30 млрд. руб. в 2016 г.
Возможность предоставления краткосрочных налоговых преференций на уровне территории позволит привлечь дополнительные материальные и человеческие ресурсы, расширить спектр предоставляемых товаров, работ, услуг, что впоследствии выразится в экономическом росте территории. Увеличение налоговых поступлений за период 2014-2015 гг. является ярким тому подтверждением.
Тюменская область придерживается консервативно-умеренной налоговой политики: активно поддерживаются инициативы по развитию предпринимательской деятельности, проводится поэтапное введение изменений в налогообложение, которые увеличат налоговое бремя налогоплательщика (как физических, так и юридических лиц). Введение налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, снижение налоговых ставок для хозяйствующих субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, минимальные размеры для исчисления патентной системы налогообложения являются эффективными мерами воздействия на стимулирование малого бизнеса в Тюменской области.
Однако важное место в реализации налоговой политики занимает человеческий фактор, поэтому особое внимание в выполнении намеченных планов уделяется уровню налоговой культуры в регионе. Отношение населения к уплате налогов до сих пор неоднозначное, а от этого зависит уровень собираемости налоговых платежей и функционирование теневой экономики в дальнейшем. 
Эффективность налоговой политики в регионе определяется качественным налоговым администрированием, государственным налоговым регулированием с целью достижения роста экономики и повышения благосостояния населения.

Список литературы:

  1. Бакша Н. В. Социально-экономическое развитие регионов: инновационная восприимчивость и индикаторы результативности / Н. В. Бакша. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. С. 34-42
  2. Бакша Н. В. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный / Н. В. Бакша, В. В. Гамукин, А. П. Свинцова. М.: Профиздат, 2001. С. 55-67
  3. Бюджет для граждан к отчету об исполнении бюджета Тюменской области // Официальный сайт Тюменской области. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/bugjet/more.htm?id=11352820@cmsArticle 
  4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. URL: http://old.minfin.ru/ru/press/transcripts/index.php?id_4=19186
  5. Официальный портал органов государственной власти. Тюменская область. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id =971@egTargetGrant 
  6. Проект налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43311.html 
  7. Путин В. В. Бюджетное послание на 2014-2016 годы. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/18333 
  8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. URL: http//tumstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/tumstat/resources/d742240044d42991b330f720d5236cbc/7Финдеятель-прибыль.html 
  9. Федеральная налоговая служба. URL: http://www.nalog.ru/rn72/taxation/tax_legislation/ 
  10. Юткина Т. Ф. Фискальный механизм и его роль в решении управленческих задач / Т. Ф. Юткина // Вестник российского нового университета. 2014. Вып. № 2. С. 24-29 
  11. Roemer F. (2015), Le regime fiscal du compte courant d’associe, Revue de droit rural. Agriculture-agroalimentaire-espace rural-environnement, no 434, pp. 17-20