Электронное обучение: российская образовательная политика и зарубежный опыт

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Электронное обучение: российская образовательная политика и зарубежный опыт


Об авторе:

Смолин Олег Николаевич, доктор философских наук, академик РАО, депутат государственной думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию; smolin@omgpu.ru

Аннотация:

В начале ХХI в. основным трендом развития образовательных систем в мире стало электронное обучение (e-learning), что нашло свое отражение в многочисленных документах ОЭСР, ЮНЕСКО и Европейского Союза. В геополитическом плане такой тип обучения негласно признается новой технологией интеллектуальной колонизации и мощнейшим фактором международной конкуренции. 
Именно на новых формах образования построили свои инновационные экономики такие страны, как Финляндия, Ирландия, Южная Корея, Китай, Индия, Франция и др. В середине текущего десятилетия, согласно критериям ЮНЕСКО и МБ, Россия занимала лишь 57 место в списке из 65 стран по развитию и использованию информационных технологий. Вместе с тем, даже их наличие требует особого внимания к вопросам качества и срокам обучения. 
Наряду с разработкой общенациональных нормативных документов, Комитет ГД по образованию разрабатывает содержательные критерии, обеспечивающие высокое качество электронного образования. Это позволяет и имеющаяся трехуровневая отечественная законодательная база: национальная, федеральная и муниципальная и, в частности, закон «Об образовании в Российской Федерации». Однако успехи зарубежных массовых открытых он-лайн курсов (MOOCs), имеющих взрывной характер, в условиях жесткой конкуренции в сфере электронного обучения требуют решительных действий по развитию e-learning как главной стратегии в борьбе за национальный человеческий капитал.

Список литературы:

  1. Белая книга, Adapting Education to the Information Age, Корея, 2005 
  2. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 239 с. 
  3. Мечта об эмиграции // Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/06-06-2013/mechty-ob-emigratsii 
  4. Садовничий В. А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. М.: МГУ, 2008. С. 13.