Роль лидерства в социально-ролевом взаимодействии педагога и школьника

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Роль лидерства в социально-ролевом взаимодействии педагога и школьника


Об авторах:

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО (г. Москва); sobkin@mail.ru

Адамчук Дмитрий Владимирович, заведующий лабораторией Мониторинговых социологических исследований в образовании Института управления образования РАО (г. Москва); adamchuck@gmail.com

Калашникова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Института управления образования РАО, инспектор по кадрам ИСО РАО (г. Москва); 5405956@mail.ru

Аннотация:

Статья основана на материалах двух социологических опросов, проведенных Институтом управления образования РАО в 2009 и 2014 гг. В первом участвовали 3056 учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ, во втором — 3515 педагогов. 
Рассматриваются вопросы, касающиеся отношения респондентов к различным аспектам социально-ролевого взаимодействия: реакция учащихся на замечания учителя; отношение к объективности выставляемых отметок; самочувствие на уроке. Наряду с влиянием традиционных факторов (педагогический стаж, возраст учащихся) особое внимание уделено анализу социального статуса респондентов в школьном коллективе. С помощью процедуры факторного анализа выявляется своеобразие видения ситуации взаимодействия «учитель — ученик» лидерами и теми, кто чувствует себя одиноким (у учителей — в педагогическом коллективе; у школьников — среди одноклассников).

Список литературы:

  1. Дубов И. Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся / И. Г. Дубов // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 56-65. 
  2. Кан-Калик В. Я. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В. Я. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. 190 с. 
  3. Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета / М. Ю. Кондратьев. М.: Знание, 1988. 80 с.
  4. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. М.: ИТРК, 2003. 736 с.
  5. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  6. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
  7. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Л. И. Новикова; под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2009. 352 с.
  8. Собкин В. Учитель: десять лет спустя / В. Собкин, С. Равлюк // Первое сентября. 2001 (8 сентября). № 62 (1044).
  9. Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование / В. С. Собкин. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.
  10. Собкин В. С. К вопросу о профессиональном развитии педагога: повышение квалификации и членство в педагогических сообществах / В. С. Собкин, Д. В. Адамчук // Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 2(2). 
  11. Собкин В. С. Социально-ролевые отношения «учитель — ученик» / В. С. Собкин, Д. В. Адамчук, Л. Е. Курнешова // Педагогика. 2015. № 8. С. 22-31.
  12. Собкин В. С. Социология школьной отметки / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Труды по социологии образования. М.: Институт социологии образования РАО. 2011. Т. ХV. Вып. ХХVI. С. 46-75.
  13. Собкин В. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе / В. С. Собкин, П. С. Писарский. М.: Министерство образования РФ, 1992. 159 с.
  14. Собкин В. С. Учительство как социально-профессиональная группа / В. С. Собкин, П. С. Писарский, Ю. О. Коломиец. М.: Российская академия образования, ЦСО РАО, 1996. 53 с.
  15. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975. 272 с.
  16. Roorda D. L., Koomen H. M. Y., Spilt J. L. and Oort F. J. (2011), The influence of affective teacher-student relationships on students’ school engagement and achievement. A meta-analytic approach, Review of Educational Research, no 81, pp. 493-529. (http://dx.doi.org/10.3102/0034654311421793)
  17. Wentzel K. (1998), Social relationships and motivation in middle school. The role of parents, teachers, and peers, Journal of Educational Psychology, no 90(2), pp. 202-209.