Об авторах:
Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО (г. Москва);
sobkin@mail.ruАдамчук Дмитрий Владимирович, заведующий лабораторией Мониторинговых социологических исследований в образовании Института управления образования РАО (г. Москва);
adamchuck@gmail.comКалашникова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Института управления образования РАО, инспектор по кадрам ИСО РАО (г. Москва);
5405956@mail.ru
Аннотация:
Статья основана на материалах двух социологических опросов, проведенных Институтом управления образования РАО в 2009 и 2014 гг. В первом участвовали 3056 учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ, во втором — 3515 педагогов.
Рассматриваются вопросы, касающиеся отношения респондентов к различным аспектам социально-ролевого взаимодействия: реакция учащихся на замечания учителя; отношение к объективности выставляемых отметок; самочувствие на уроке. Наряду с влиянием традиционных факторов (педагогический стаж, возраст учащихся) особое внимание уделено анализу социального статуса респондентов в школьном коллективе. С помощью процедуры факторного анализа выявляется своеобразие видения ситуации взаимодействия «учитель — ученик» лидерами и теми, кто чувствует себя одиноким (у учителей — в педагогическом коллективе; у школьников — среди одноклассников).