Выпуск:
2015. Том 1. №4(4)Об авторе:
Дидковская Я.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университетаАннотация:
В статье рассмотрена проблема разработки методологии изучения процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры во взаимосвязи. Автор предлагает взять за основу методологии концепцию социального механизма взаимосвязи социальных процессов как устойчивую систему условий, действующих и взаимодействующих на разных уровнях социальной системы (институционально-структурном уровне и уровне индивидов) и обеспечивающих совместное протекание данных процессов.Для анализа социального механизма взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры использован интегративный подход. Выявлена методологическая функция концепта «социальный механизм» в изучении взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и профессиональной карьеры, которая состоит, во-первых, в возможности исследовать взаимосвязь между данными процессами, выделяя уровни, элементы и связи между ними; во-вторых, ‒ в одновременной возможности исследовать эту взаимосвязь, предполагая непрерывный процесс ее трансформации.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек; пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.
3. Гидденс Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. С. 40-80.
4. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс. М.: Академический проект, 2005. 528 c.
5. Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд / М. Грановеттер; сост. и науч. ред. В. В. Радаев. // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 369-399.
6. Заславская Т. И. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений / Т. И. Заславская, В. А. Ядов // Социологический журнал. 2009. № 1. C. 8-22.
7. Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи /
Г. Б. Кораблева. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 272 c.
8. Радаев В. В. Новый институциональный подход / В. В. Радаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. 4. № 3. С. 109-130.
9. Резник Т. Е, Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности / Т. Е. Резник,
Ю. М. Резник // СОЦИС. 1995. № 12. С. 100-105.
10. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; пер. с англ. М., 1996. 416 c.
11. Atkins D. N. Connectedness and Expectations: How minority teachers can improve educational outcomes for minority students / D. N. Atkins, A. R. Fertig, V. M. Wilkins // Public Management Review. 2014. Vol. 16. Issue 4. SI. Pp. 503-526.
12. Deery S. A moderated mediation analysis of job demands, presenteeism and absenteeism / S. Deery, J. Walsh, C. D. Zataich // Journal of occupational and organizational psychology. 2014. Vol. 87. Issue 2. Pp. 352-369.
13. Goyder J. The dynamics of occupational prestige: 1975-2000 / J. Goyder // The Canadian review of sociology and anthropology. 2005. Vol. 42 (1). Pp. 1-23.
14. Nakao K. Updating occupational prestige and socioeconomic scores: How the new measures measure up / K. Nakao, J. Treas // Sociological methodology. 1994. Vol. 24. Pp. 1-72.
15. Treiman D. J. A Standard occupational prestige scale for use with historical data /
D. J. Treiman // Journal of interdisciplinary history. 1976. Vol. 7. No 2. Pp. 283-304.